ЗАДАНИЕ. Записать конспект статьи 1. Мысленное составление плана текста. Этот прием складывается из нескольких операций:
деление текста на смысловые части, где каждая часть - это группа высказываний, имеющих общую микротему;
Выделение в каждой части смыслового опорного пункта;
Установление связей между выделенными частями.
Не смотря на общие логические законы, полного сходства членения текста, а тем более выделение смысловых частей не бывает. Поэтому чужие планы и конспекты плохо.
Смысловым опорным пунктом обычно выступает тезис, или тема, или цифра, которые для читателя замещают содержание выделенной части. Опираясь на этот опорный пункт, читатель легко воспроизводит содержание всей части, а совокупность этих приёмов воспроизвести весь текст целиком.
2. Соотнесение по содержанию разных частей текста. Без такого соотнесения невозможно понять текст в целом, поскольку предыдущие части являются фундаментом для понимания последующих. При этом различаются соотнесение неосознанное, где связи частей текста читателем не обдумываются, глубокому осмыслению не подвергаются, и сознательное, когда человек специально анализирует связь частей, что более глубокому пониманию. Обычно при анализе текста используют 2 операции:
соотношение содержания данной части с содержанием предшествующей части
соотношение содержания данной части с собственными знаниями.
3. Наглядные представления. Обычно они возникают в процессе чтения непроизвольно, быстро стираются не пониманию текста. Если этот процесс идёт сознательно, они выступают иллюстрацией текста, углубляют и закрепляют его понимание.
4. Антиципация - предвосхищение, мысленное угадывание последующего изложения. Благодаря антиципации читатель превращается в своеобразного соавтора, он мысленно продолжает авторский текст, благодаря чему повышается интеллектуальная активность, возникает личный интерес к дальнейшему изложению, в ходе которого читатель проверит свои предположения. Таким образом, процесс понимания активизируется, становится целенаправленным. К тому же, строя гипотезу, читатель привлекает запас имеющихся знаний, благодаря этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем сравнивает то, что узнал в тексте, с тем, что он знает из своего опыта. Поэтому даже неверная антиципация лучше, чем её отсутствие.
5. Реципация - это возвращение, то есть соотношение содержания текста с уже имеющимися знаниями или переосмыслениями. Объясняет суть этого приема тезис – о том, что усваивать - это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного», без этого понимания текста невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым и имеющимися знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем глубже понимание текста.
Реципация может выступать в двух формах:
вспоминание имеющегося знания в связи с прочитанным.
переосмысление имеющихся знаний в свете прочитанных.
6. Предваряющие чтение и сопутствующие ему вопросы побуждают читающего искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями, т.е. активизируют мыслительную деятельность.
Вопросы по ходу чтения возникают, если встречаются трудные фрагменты или авторские особенности изложения. Иногда они могут быть связаны с непонятными терминами. Возникшие вопросы служат сигналом дополнительной работы для понимания текста.