Задание: прочитайте текст, заполните таблицу Тема текста
Ключевое словосочетание текста
Единицы речевого общения
Виды речевой деятельности
Принципы речевой коммуникации
Основные правила построения устной речи
Слушание – это …
Речевая деятельность представляет собой речь как процесс. Речевая деятельность является самым распространенным и самым сложным видом деятельности. Особенность речевой деятельности состоит в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент, но на две трети человеческая деятельность состоит из речевой.
Речевая деятельность имеет сознательный характер.
Основные единицы речевого общения: 1) речевая ситуация, которая диктует правила речевого этикета и составляющими которой являются говорящий, слушающий, время и место; 2) речевое событие, т.е. основная единица речевого общения, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (например, школьный урок, заседание кафедры, лекция, диалог в магазине); 3) речевое взаимодействие, т.е. говорение, восприятие речи адресатом (декодирование содержания чужой речи), оценка полученной информации и реагирование невербальными (паралингвистическими) средствами.
Основные принципы речевой коммуникации: принцип последовательности (вопрос-ответ); принцип предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу); принцип кооперации (уважение интересов других); принцип вежливости.
Виды речевой деятельности:
а) чтение;
б) говорение;
в) слушание (аудирование);
г) письмо.
Каждый вид речевой деятельности имеет свою специфику, особые условия формирования, наиболее удобные и эффективные приемы отработки.
Чтение. Под формулировкой умение читать мы привыкли подразумевать чтение беглое, осмысленное, выразительное.
Говорение. Пересказ текста есть не что иное, как воспроизведение готового текста, но и его самостоятельное создание.
Основные правила построения устной речи можно выразить шестью словами: уместно, убедительно, логично, кратко, грамотно, выразительно.
Слушание (аудирование).
Восприятие звучащей речи предполагает очень напряженную работу мысли, огромную концентрацию внимания и воли, хорошую речевую подготовку.
Письмо. Характеризуя этот вид речевой деятельности, мы имеем в виду две ее стороны:
1. речь связную, логически цельную;
2. пунктуационно, орфагрофически и грамматически грамотную.