Задание. Прочитайте размышления о состоянии русского языка ученых, писателей, журналистов. С какими характеристиками вы можете согласиться, с чем готовы поспорить? Приведите примеры из современных средств массовой информации, произведений массовой литературы, из реклам и других типов текстов, которые подтвердили бы вашу точку зрения. 1) В целом все процессы связываются с бурным «языкотворчеством» — и с массой новаций. <…> Перестраиваются отношения между центром и периферией, изменяются стилевые координаты и стилистические оценки в разных типах речи, складываются новые принципы взаимодействия книжно-письменной и устно-разговорной стихий — в значительной мере под влиянием массовой коммуникации, все более берущей на себя роль литературно-языкового образца, которую в русской истории безраздельно играла художественная литература. Резко возрастает вариативность средств выражения, границы литературного стандарта становятся прозрачными, общество становится терпимым к ошибкам, нарушениям нормы (В. Г. Костомаров).

2) Большинство людей, когда к ним подходят с микрофоном, чтобы о чем-нибудь спросить, обнаруживает поразительное не умение складывать простейшие слова. Удручающее косноязычие горожанина происходит, очевидно, от дефицита общения <…>. Книги читать почти перестали. <…> Родной язык становится всеобщим достоянием нации почти исключительно через эфир и прессу (Н. В. Вайнонен).
3) Мода на слова куда прилипчивей, чем на платья, потому что сменить гардероб встанет дорого, а модные слова приобретаются даром. Нынче модно слово «элита» в том значении, в каком оно употребляется в английском. И вот числят в «элите» политиков и бизнесменов, то есть людей богатых и успешных в своей карьере; политологи важно толкуют о взаимоотношениях «местных элит», куда входят откровенно темные личности. Но у нас в России элитой всегда называли носителей высшей культуры и духовности — как раз в отличие от министров и миллионеров. Потеря этого оттенка, преобразование в элиту вульгарных выскочек означает пренебрежение к духовным ценностям, даже если усердные повторятели ходкого слова ничего такого не помышляют (М. Чулаки).

4) К сленгу и всяким жаргонам я отношусь в целом неплохо. В них происходит активное словотворчество, которое литературный язык не всегда может себе позволить. По существу, они являются полигонами для всевозможных языковых экспериментов. Использование сленга в обычном разговоре создает особый эффект и делает речь довольно выразительной. И я даже завидую всем этим «колбасить не по-детски», «стопудово» и «атомно» (сам-то их использую нечасто), потому что «говорить по-русски» — значит не только «говорить правильно», как время от времени требует телеканал «Культура», но и с удовольствием, а стало быть, эмоционально и творчески (или, может быть, сейчас лучше сказать — креативно?). А сленг, конечно же, эмоциональнее литературного языка. Иногда жаргонные слова заполняют некоторую лакуну в литературном языке, т.е. выражают важную идею, для которой не было отдельного слова. Такими словами стали, например, достать и наезд. Они очень популярны и часто встречаются в устном общении, хотя бы потому, что точнее одним словом не скажешь. Не только в разговорной речи, но и в письменных текстах теперь используется очень много жаргонных словечек. Но все-таки я удивился, прочтя в заявлении МИД фразу «акт террористического беспредела». Меня поразило, как легко слово «беспредел», еще недавно «криминальный жаргонизм», описывавший прежде всего ситуацию в лагере, преодолело границы зоны и вошло в официальный язык , этих примеров достаточно. Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на родной язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию — похожие или, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые) (М. Кронгауз).

irinakarimova2 irinakarimova2    3   08.09.2021 17:08    341

Ответы
ЛюАниме ЛюАниме  13.01.2024 21:56
Уважаемые ученики,

Сегодня мы обсудим размышления ученых, писателей и журналистов о состоянии русского языка. Задание состоит в том, чтобы выразить свою точку зрения и подкрепить ее примерами из современных средств массовой информации, произведений массовой литературы, рекламы и других текстов.

Первое мнение, которому я готов поспорить, гласит, что все процессы в языке связаны с бурным "языкотворчеством" и массой новаций. Ученые замечают, что отношения между центром и периферией меняются, стилевые координаты и стилистические оценки в разных типах речи перестраиваются под влиянием массовой коммуникации. Литературно-языковой образец, который раньше представляла художественная литература, сдвигается в сторону массовой коммуникации. Согласно данной точке зрения, вариативность средств выражения резко возрастает, границы литературного стандарта становятся прозрачными, а общество становится более терпимым к ошибкам и нарушениям нормы.

Теперь давайте рассмотрим второе мнение. По мнению некоей Н. В. Вайнонен, большинство людей испытывает трудности в складывании простейших слов, когда их просят высказаться перед микрофоном. Она полагает, что это происходит из-за дефицита общения и утверждает, что чтение книг практически прекратилось. Согласно ее мнению, родной язык в современном обществе становится достоянием только через масс-медиа и печатное слово.

Третье мнение М. Чулаки связано с модой на слова. Она замечает, что слова становятся модными и приобретают "даром". Автор приводит пример слова "элита", которое в русском языке исторически относилось к носителям высшей культуры и духовности, в отличие от политиков и бизнесменов. Она утверждает, что потеря этого значения слова "элита" говорит о пренебрежении к духовным ценностям.

Наконец, четвертое мнение автора М. Кронгауза связано со сленгом и жаргоном. Автор положительно относится к сленгу и жаргонам, считая их полигонами для языковых экспериментов и источником выразительности в разговорной речи. Он отмечает, что жаргонные слова могут заполнять лакуны в литературном языке и выражать важные идеи. Однако, автор удивляется, когда слово "беспредел", которое ранее считалось жаргонизмом, входит в официальный язык через заявление МИД.

Рассмотрим примеры, подтверждающие эти мнения. В современных средствах массовой информации, таких как телевидение и радио, мы часто слышим новые слова и выражения, которые могут быть примером "языкотворчества" и новаций. Также, можно обратить внимание на различные виды рекламы, которые используют модные слова и выражения, как это было упомянуто в третьем мнении.

Относительно второго мнения, можно сослаться на изменения в привычных заповеданиях и выражениях, которые активно используются в разговорном языке вместо наиболее точных и устоявшихся формулировок.

Примеры относящиеся к третьему мнению можно найти в рекламе, где важно "заразить" потенциального клиента словом-трендом, чтобы вызвать интерес и желание приобрести определенный товар или услугу.

Относительно четвертого мнения, можно привести примеры из современной литературы и разговорного языка, где часто используются жаргонные слова и выражения для достижения большей выразительности и стилистических эффектов.

В заключение, каждое мнение о состоянии русского языка имеет свои аргументы и примеры из различных текстов. От вас требуется выразить свою точку зрения и привести примеры, подтверждающие вашу позицию. Успехов вам в выполнении задания!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык