Задание: ! найти и указать грамматические основы (запятые уже проставлены)
! составить схемы (вертикальные и горизонтальные) и указывать в них основы и осложняющие конструкции
! указать виды придаточного и вид его подчинения или соподчинения
Предложения:
1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь.
2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
3) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным.
6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
1) Перестань говорить тотчас "же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь."
Грамматическая основа: Перестань говорить.
Схема:
Перестань говорить
| |
вертикальная вертикальная
основа основа
Осложняющие конструкции: "тотчас же", "когда заметишь".
Вид придаточного предложения: придаточное времени.
Вид подчинения или соподчинения: подчинение.
2) Долго было слышно, как он шагал "туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье."
Грамматическая основа: Долго было слышно.
Схема:
Долго было слышно
| |
вертикальная основа
основа
Осложняющие конструкции: "туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье".
Вид придаточного предложения: придаточное образа действия.
Вид подчинения или соподчинения: соподчинение.
3) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано.
Грамматическая основа: Человек одарён.
Схема:
Человек одарён
|
вертикальная
основа
Осложняющие конструкции: "разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано".
Вид придаточного предложения: придаточное цели.
Вид подчинения или соподчинения: подчинение.
4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень.
Грамматическая основа: Воспитывайте.
Схема:
Воспитывайте
|
вертикальная
основа
Осложняющие конструкции: "ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых".
Вид придаточного предложения: придаточное причины.
Вид подчинения или соподчинения: подчинение.
5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным.
Грамматическая основа: Старик вернулся и заявил.
Схема:
Старик вернулся и заявил
|
вертикальная
основа
Осложняющие конструкции: "что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным".
Вид придаточного предложения: придаточное дополнительное.
Вид подчинения или соподчинения: подчинение.
6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
Грамматическая основа: Мне казалось.
Схема:
Мне казалось
| |
вертикальная основа
Осложняющие конструкции: "что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно".
Вид придаточного предложения: придаточное дополнительное.
Вид подчинения или соподчинения: подчинение.
Надеюсь, эти объяснения помогут вам выполнить задание. Если у вас есть еще вопросы или нужна дополнительная помощь, пожалуйста, сообщите.