Задание 38. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выпишите термины, отвлеченные слова, прича- стные, деепричастные обороты. Проанализируйте и на- пишите, в какой форме преобладают глаголы, каких предложений по их структуре больше. Определите фун- кцию во предложений. Скажите, на что еще вы обратили внимание, читая текст.
На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскет- бол, футбол и хоккей, в «классики» и казаков- разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют все новые и новые слова. Эти игры многим известны. Дума- ем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить нео- бычный, оригинальный «Энтимологический сло- варик».
Какие же слова в него включаются? Возьмем для примера слово левша. Оно образовано от при- лагательного лев(ый) + ша и означает «человек, который все делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ад-, образовалось слово лев- ша в значении «самка льва» по аналогии профес- сор + та = профессорша, доктор + ша = доктор- ша. Профессорша — «жена профессора», доктор- ша — «жена доктора», «женщина-доктор».
Это уже игра в этимологию. Ученые, состав- ляя такой словарик, преследовали развлекатель-
90

5. Функциональные стили литературного языка
ную, юмористическую цель, поскольку давали за- ведомо искусственное, ложно-этимологическое (по выражению авторов) толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимоло- гический словарь».
Попробуй догадайся, сообрази, что слово аппе- тит можно толковать как технический термин со значением «отсутствие петита в типографии», ас- трология — как научный термин означающий раздел ботаники («разведение астр»). Разве можно не улыбнуться, читая такие объяснения: бегония (спорт.) — «беговая дорожка», жалить — «со- чувствовать», завтракать - «мечтать о будущем», малярия - «побелочно-покрасочная работа», обес- кровленный — «лишившийся крова, бездомный, бомж», ручаться — «здороваться за руку», сопле-
менник — «большой насморк», швейцар — «вы- ходец из Швейцарии». Забавная игра!

mayakmaria mayakmaria    2   17.04.2020 15:49    1023

Ответы
hedaku hedaku  12.01.2024 19:08
Дорогой ученик, предлагаю разобрать текст поэтапно и ответить на каждый вопрос, чтобы более полно понять его содержание.

1. Определение стиля:
Стиль текста можно определить как научно-публицистический, поскольку в тексте мы видим использование объективных фактов и лингвистических терминов, а также наличие ярких, красочных описаний, создающих интерес к чтению.

2. Термины, отвлеченные слова, причастные и деепричастные обороты:
- Термины в тексте: шахматы, домино, теннис, баскетбол, футбол, хоккей, "классики", казаки-разбойники, кроссворды, этимология.
- Отвлеченные слова: есть, существует, играть, разгадывать, составлять, образовывать, включаться, давать, игра, толковать, улыбнуться.
- Пример причастных оборотов: "разгадывают кроссворды", "составляя такой словарик", "давали заведомо искусственное, ложно-этимологическое толкование", "читая такие объяснения".
- Пример деепричастных оборотов: "из букв одного слова составлять", "прибавляя по одной букве к слову, образуют все новые и новые слова".

3. Преобладающая форма глаголов:
В тексте преобладает форма глаголов в настоящем времени, которая используется для обозначения общих истин, фактов и действий, связанных с играми и словами. Примеры: существует, играют, разгадывают, составляют, образовывается, играли, играют, можно, придумали.

4. Структура предложений и их функция:
Большинство предложений в тексте являются простыми и состоят из одного главного члена. Это делает текст понятным и легким для чтения. Функция предложений может быть информативной, описательной, объяснительной или вопросительной. Примеры: "На свете существует немало различных игр", "Играют и в слова", "Оказывается, можно", "Какие же слова в него включаются".

5. Дополнительные наблюдения при чтении текста:
Помимо ответов на заданные вопросы, при чтении текста можно обратить внимание на следующие моменты:
- В тексте рассказывается о различных играх и о том, что можно играть даже со словами.
- Ученые-лингвисты придумали игру в этимологию, изучающую происхождение слов.
- Они создали необычный "Энтимологический словарь", в котором давали шутливые толкования русских слов.
- Такие объяснения делают игру в этимологию забавной и интересной.

Надеюсь, что эти пошаговые объяснения помогут тебе лучше понять текст и ответить на задание. Если есть еще вопросы, буду рад помочь!
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык