Задание 3. Сформулируйте разные вопросы, возникшие у вас при знакомстве с текстом, и запишите их в таблицу «Толстые и тонкие вопросы». Современное языковое развитие мира характеризуется двумя разнонаправленными процессами:
развитием национальных языков и все большим распространением нескольких языков как средств
широкого межгосударственного, межнационального и мирового общения.
Мировой язык – специфическая категория современного этапа языкового развития человечества. Он
характеризуется определенной совокупностью свойств: глобальность распространения, сознательность
принятия, объем и специфика функций.
В условиях глобализации уже несколько десятков лет в качестве универсального языка общения в
мире выступает английский: литература и документация, научные форумы, политические и
экономические переговоры различных форматов и, конечно, культовое достижение современности,
Интернет с его изначальной англоязычной лексикой.
История человечества демонстрирует возможность достаточно динамичного изменения лидерства
того или иного языка как средства международного общения: в древнем мире - греческий, затем латынь
в Европе и арабский в Азии, которые не сдавали свои лидирующие позиции до конца Позднего
Средневековья, в XIX в. - французский, в ХХ в. - английский.
Однако времена меняются. Еще 20-25 лет назад невозможно было представить, что на русском
языке будут составляться путеводители, развешиваться вывески в магазинах и банках. Так происходит в
большинстве стран Евросоюза, а также в туристических зонах целого ряда азиатских стран. Наряду с
английским, немецким, японским языками делаются объявления по-русски в аэропортах многих стран
мира.
Одним из признаков мирового языка следует считать его распространение за пределами
монолитной и исконной территории, его изучение в разных странах мира. Дополнительным свойством
русского языка как мирового является характер его усвоения – не только от поколения к поколению через
семью, окружение, через межнациональные браки, через волны эмиграций и миграций, но и путем
сознательного, обычно «академического», «делового», «научного», «творческого» обучения.
В настоящее время в мире говорят о «буме русского языка», поскольку, несмотря на
постперестроечные потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, возможность читать в
оригинале выдающиеся произведения русской литературы, имеющей общечеловеческую значимость,
все активнее прогрессирует как основной мотив его изучения в различных точках Земли.
Для мирового языка существенно не только число владеющих им, но глобальность расселения
носителей языка, охват ими разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных
социальных слоев населения в разных государствах. По числу говорящих на нем, русский язык занимает
пятое место в мире после китайского, хинди (вместе с близким ему урду), английского и испанского
языков.
В той или иной мере русский язык изучают в вузах и школах более, чем в 140 странах мира.
Возможность получения высококачественного образования на базе русского языка – это один из
важнейших факторов обеспечить его позиции в современном мире. Также он является
официальным или рабочим языком множества авторитетных международных организаций.
В связи с интернационализацией науки и использованием высоких и опережающих технологий
русский язык вовлечен в орбиту глобального информативного, преимущественно письменного обмена
как «научный язык».
В начале XXI века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного
общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а
под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей,
требующих широкого взаимопознания, начиная от встреч глав правительств до массовых туристских
экскурсий.
Конкуренто русского языка очевидна. Он успешно выступает на мировой арене в
качестве языка-посредника. Берет на себя функцию передачи не только собственно-содержательной, но
и национально-специфической сторон общезначимых достижений других народов и их языков. Русский –
один из немногих языков, включенных во всемирную сеть средств массовой информации: печать, радио,
телевидение.
Русский язык отличается высокой информативностью, то есть хранить в своей системе
максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей
выражения и передачи мысли.