Задание 2. Прочитайте текст. Проанализируйте структуру данного текста. Выделите границы композиционных частей: введения, основной части, заключения. С слов человек называет предмет, явления действительности, поэтому основной функцией слова в языке является назывная, или номинативная функция. Особенно четко номинативная функция слова выявляется тогда, когда слово называет конкретный предмет, который можно увидеть, потрогать и т.п., т.е. именно предмет в строгом смысле этого слово называет конкретный предмет в строгом смысле этого слова: «книга», «река», «огонь» и др. Однако назывная функция осуществляется словом и в том случае, когда называемый предмет, явление, признак нельзя ощутить с пяти 10 органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса): «сомнение», «мысль», «прогресс», «знание», «единство». Эти слова называют абстрактные понятия. Одно из самых важных свойств человеческого мышления к обобщению и абстракции. Абстракция – это выделение существенных, важных закономерных признаков предметов и явлений действительности и отбрасывание случайных, несущественных признаков. Наблюдая множество однотипных предметов, например, рыб, человек видит, что, несмотря на ряд различий (в цвете, размере, форме, характере движений, поведении т.п.), между всеми рыбами есть нечто общее: то, что рыбы живут в воде и дышат жабрами. Установив это общее, свойственное всем рыбам, человек познал целый класс рыб. Произошел процесс абстракции. Благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия. Понятие – это мысль, закрепляющая в сознании человека существенные признаки отдельных явлений, предметов действительности. Слово назвать не только данный, конкретный, в настоящий момент ощущаемый предмет, но и понятие. Так, словом стол мы называем не только тот стол, за которым в данный момент сидим, но и всякий стол вообще слова называть понятие - очень важная особенность языка как средства общения. Без этой само существование языка было бы невозможно, так же как без абстракции, без образовать понятие не было бы человеческого мышления. В самом деле: на земном шаре нескончаемое множество отдельных предметов – людей, деревьев, рек, книг... Если бы для наименования каждого конкретного предмета (а их миллиарды миллиардов) потребовалось бы отдельное слово, объем лексики любого языка расширился бы бесконечно: нужны были бы миллиарды слов, и общение стало бы практически невозможным, потому что никто не смог бы запомнить столько слов. Но поскольку слово может называть понятие, постольку лексика любого языка состоит из сравнительно небольшого количества слов, с которых мы называем предметы, их признаки, действия, абстрактные понятия, количество предметов, т.е. все явления окружающей нас действительности.
1) Введение:
- В начале текста представлена исходная проблема: человек называет предметы и явления действительности, поэтому назывная функция слова является основной функцией в языке.
- Затем автор объясняет, что называние особенно проявляется, когда слово называет конкретный предмет, который можно ощутить с помощью пяти органов чувств, а также когда называется абстрактное понятие.
2) Основная часть:
- Здесь автор продолжает описывать назывную функцию слова и указывает, что она проявляется также в случае, когда назвать предмет или явление нельзя ощутить с помощью пяти органов чувств.
- Он приводит примеры абстрактных понятий, таких как сомнение, мысль, прогресс и т.п.
- Затем автор объясняет, что абстракция – это процесс, при котором выделяются существенные и важные признаки предметов и явлений, отбрасывая случайные и несущественные.
- Он приводит пример с рыбами, где наблюдая множество однотипных предметов, человек видит общее между ними и познает целый класс рыб, что является процессом абстракции.
- Далее автор объясняет, что благодаря процессу абстракции в человеческом мышлении образуются понятия, которые закрепляют в сознании существенные признаки предметов и явлений действительности.
3) Заключение:
- В заключении автор делает вывод о том, что слово может называть как конкретный предмет, так и понятие.
- Он подчеркивает важность этой особенности языка для общения и человеческого мышления.
- Автор также указывает, что наименование каждого конкретного предмета потребовало бы миллиарды слов, и общение стало бы невозможным.
- Он заключает, что благодаря возможности слова называть понятие, лексика любого языка состоит из небольшого количества слов, которые обозначают все явления окружающей нас действительности.
Такая структура позволяет четко и последовательно описать основные идеи текста, пошагово развивая основную мысль. Введение вводит читателя в тему, основная часть развивает информацию и дает примеры, а заключение подводит итоги и делает общий вывод. За счет такого построения текст становится более понятным и логичным для школьника.