Задание 2. 1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых связываются сочинительными союзами.
предложения, входящие в состав сложносочинённого, всегда отделяются друг от друга запятыми.
3) Если предложения соединены союзами и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также, в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, да (в значении но) одно явление противопоставлено другому.
2. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
предложение с обособленными однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение
3. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) рас вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.
4. Какие отношения выражаются с союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений
5. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
6. Укажите сочинительный соединительный союз.
1) однако 2) также 3) или 4) будто
7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых выделенные слова пишутся слитно?
А. Зимняя дорога пока ещё не полностью скрылась, сугробы то(же) не сильно затрудняли путь.
Б. Над долиной синело небо, и всё так(же) отбрасывали тени на склоны гор обильно разросшиеся здесь кедры, голубые пихты.
В. Огонь, правда, не горел, за(то) в распахнутое окно сквозь ветви яблонь ярко светило заходящее солнце.
Г. Блеск огня осветил его, и в то(же) время раздался оглушающий гром.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В
8. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения, части которых связаны сочинительным разделительным союзом?
А. Холмы всё ещё тонули в лиловой дали, и не было видно их конца.
Б. Либо, высадив десант, корабль ушёл, либо противник использовал подводную лодку.
В. Река пополнялась множеством то тихих, едва уловимых, то вдруг шумных всплесков.
Г. Не то дождик сыпал, не то падала мелкая снежная крупка.
1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) В, Г 4) Б, Г
9. Какое объяснение пунктуации в предложении перед союзом и является правильным?
Из кустов выпорхнула какая-то птица(…) и своим гортанным криком вспорола ночную тишину.
предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна
предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна
3) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна
4) сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна
10. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?
А. Позёвывая, он ворошил веткой угли в костре (…) и время от времени поглядывал на своих спутников.
Б. Раздался скрежет цепей (…) и разводной мост с громким хлопком ткнулся в землю.
В. Дверь наконец отворилась (…) и на пороге появился хозяин.
Г. Она была довольно легко одета (…) и теперь пыталась хоть как-то отогреться.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
11. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного.
Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его не примечают.
Товарищи с меня правда ли в этом овраге есть выводок волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели с той поры как судьба свела в степи всех этих людей.
12. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного.
Идите куда пошли ребята.
С куда они двинулись.
Идите в актовый зал куда пошли все.
13. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите.
Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.
14. Составьте предложение из его частей и определите вид подчинения.
Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.