Задание 1. Запишите предложения, подчеркивая грамматическую основу и
обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Расставьте
знаки препинания.
1) Из трубы в темно-синее небо черными клубами валит дым а над ним
мигают как живые глаза ясные звезды. 2) Дождь за окном потрескивал как
поленья в костре. 3) Корабль словно щепку бросало на волнах. 4) Весь день
дождь лил как из ведра. 5) Он пролетел как стрела все расстояние. 6) Мальчик
покраснел как рак.
Задание 2.
Замените, где можно, сравнительные обороты словосочетаниями с
существительными в творительном падеже. Постарайтесь объяснить,
почему в некоторых случаях этого сделать нельзя.
Образец: Плывёт над лесом облако, словно белый лебедь. — Плывёт над
лесом облако белым лебедем.
1) Отблески солнца играли в воде, как золотые нити. 2) Нависла над ними
опасность, как свинцовая туча. 3) Глаза его засверкали, как у настоящего
волчонка. 4) Земля, как железо, звенела. 5) Она каркает, как ворона. 6) Вода
стекала по листьям, словно по желобам.
Задание 3.
Сначала выпишите предложения, в которых есть обособленные
приложения с союзом КАК, передающие оттенок причины (можно
поставить вопрос почему?). Затем выпишите предложения с
необособленными оборотами с союзом КАК, которые можно заменить
оборотом со словами в качестве. Расставьте пропущенные знаки
препинания и охарактеризуйте пунктуационные особенности предложений
первой и второй групп.
1) Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин) 2) Как
поэт нового времени Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани
романтизму. (В. Белинский) 3) Ему как человеку робкому и необщительному
прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было... (А. Чехов) 4)
Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. (А. Чехов) 5)
Как стилист Чехов недосягаем. (М. Горький) 6) Вы как инициатор должны
играть главную роль. (В. Панова)
ответ: 1) Из трубы в темно-синее небо черными клубами валит(=) дым, а над ним
мигают(=), как живые глаза, (-.-.-) ясные звезды. (обстоятельство - сравн. оборот)
2) Дождь за окном потрескивал(=), как поленья в костре (-.-.-). (обстоятельство - сравн. оборот)
3) Корабль, словно щепку, (-.-.-) бросало(=) на волнах. (обстоятельство - сравн. оборот)
4) Весь день дождь лил как из ведра(=). - сказуемое - фразеологизм, не обособляется.
5) Он пролетел(=) как стрела все расстояние. - обстоятельство образа действия - пролетел стрелой
6) Мальчик покраснел как рак(=). - сказуемое - фразеологизм, не обособляется.
1)отблески солнца играли в воде золотыми нитями 2)нависла над ними опасность свинцовой тучей 3)глаза его засверкали , как у настоящего волчонка 4)земля железом звенела 5)она каркает вороной 6)вода стекала по листьям ,словно по желобам
Обособленные приложения с союзом КАК, передающие оттенок причины (можно поставить вопрос почему?) → выделяется запятыми:
1) Как поэт нового времени, Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. (В. Белинский)
2) Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросалось в глаза то, что у него никогда не было... (А. Чехов)
3) Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке. (А. Чехов)
4) Вы, как инициатор, должны играть главную роль. (В. Панова)
Необособленные обороты с союзом КАК, которые можно заменить оборотом со словами в качестве → не выделяются запятыми:
1) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин)
2) Как стилист Чехов недосягаем. (М. Горький)