Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему и коммуникатвную задачу. Определите данную и новую информации текста.
Моя любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. Я знал, что тогдашняя наша скудная и неустроенная жизнь не даст мне возможности увидеть их. Моя мечта была явно несбыточна. Но от этого она не умирала. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе. С годами я ушел от экзотики, от ее нарядности, пряности, приподнятости и безразличия к простому и незаметному человеку. Но еще долго в моих повестях и рассказах попадались ее застрявшие невзначай золоченые нити. Часто мы ошибочно соединяем в одно целое два разных понятия – то, что мы называем экзотикой, и то, что называем романтикой. Мы подменяем романтику чистой экзотикой, забывая о том, что это последнее является лишь одной из оболочек романтики и лишена самостоятельного содержания. Сама по себе экзотика оторвана от жизни, тогда как романтика уходит в нее всеми корнями и питается всеми ее драгоценными соками. Я ушел от экзотики, но я не ушел от романтики, и никогда от нее не уйду – от очистительного ее огня, порыва к человечности и душевной щедрости, от постоянного ее непокоя. Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила. Нет никаких разумных оснований отказывать от нее в нашей борьбе за будущее и даже в нашей обыденной трудовой жизни.
Данная информация текста - автор любил географию в школе, знал о существовании необыкновенных стран, но не имел возможности увидеть их из-за скудной жизни. Мечта увидеть мир оставалась несбыточной. Автор испытывал восхищение перед воображаемым миром и тоску из-за невозможности его увидеть. Эти чувства отражались в его стихах и первых прозаических работах.
Новая информация текста - автор со временем отошел от экзотики и стал сконцентрироваться на простых и незаметных для общества людях. Однако романтика осталась с ним всегда и считается ему очистительным огнем, питающим его человечность, душевную щедрость и постоянный непокой. Романтическая настроенность не позволяет быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким, а также содержит в себе облагораживающую силу.
Решение задания:
1. Прочтите текст внимательно и осведомитесь о его содержании.
2. Определите тему текста - география и ее влияние на автора.
3. Определите коммуникативную задачу текста - выразить свое отношение к экзотике и романтике, а также объяснить их роль в жизни человека.
4. Выделите данную информацию текста - автор любил географию в школе, знал о существовании необыкновенных стран, но не имел возможности их увидеть из-за скудной жизни. Мечта увидеть мир оставалась несбыточной. Автор испытывал восхищение перед воображаемым миром и тоску из-за невозможности его увидеть. Эти чувства отражались в его стихах и первых прозаических работах.
5. Определите новую информацию текста - автор со временем отошел от экзотики и стал сконцентрироваться на простых и незаметных людях. Однако романтика осталась с ним всегда и считается ему очистительным огнем, питающим его человечность, душевную щедрость и постоянный непокой. Романтическая настроенность не позволяет быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким, а также содержит в себе облагораживающую силу.
Таким образом, этот текст говорит о влиянии географии на автора, его чувствах перед необычным миром и невозможности увидеть его. Автор делает различие между экзотикой и романтикой, объясняя, что романтика важна для человека, так как питает его человечность и душевную щедрость.