Задание 1 ( ). Прочитайте. Спишите слова, вставляя орфограммы.

Завис…ть от мелоч…, хлопоч…шь о присмотримся к тропинк…, трепещ…т в волнени…, хлопоч…т о прибыл…, обид…ли мальч…ка, выход…т на вокзал…, вид…т на расстояни…, ночу…т в палатк…, увид…ли девч…нку, обозрева…т окрес…ности, провод…т на ме…ност…, но…т сер…це, отыщ…шь ключ…к.

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы ( ). Обозначьте морфемы ( ).

Та…т лёд, та…ли сосульки, се…т в поле, посе…ли озимые, раска…лся в поступке, ве…т ветерок, пове…ло прохладой, ла…ли на прохожих, наде…лись на снисхождение, леле...т ребенка, зате…ли уборку.

Задание 3.

Впишите в скобки вопрос, на который отвечает глагол, объясните написание «-тся» и «-ться» ( ). Обозначьте окончания и суффиксы ( ).

Образец: Он не волнуется (что делает?)

I

На дворе начинает смеркат…ся (). Уже смеркает…ся ().
Директор очень беспокоит…ся (). Не надо беспокоит…ся ().
Дело мастера боит…ся ().
Надо получше учит…ся ().
Учит…ся () всегда пригодит…ся ().
II

Колыш…т…ся листва (), колыхат…ся на ветру (), бор…т…ся с ветром (), будем () борот…ся за правду, стел…т…ся тропинка (), шевелят…ся травы (), не надо () шевелит…ся.

Выполните морфологический разбор глагола БЕСПОКОИТ..СЯ в предложении «Директор очень беспокоит..ся» ( ).

Образец морфологического разбора глагола.

ренат123456789 ренат123456789    2   27.02.2021 15:14    19

Ответы
deaddynasty3 deaddynasty3  23.01.2024 18:19
Задание 1:
Орфограммы - это правила правописания слов. Давайте посмотрим на каждое слово и применим правила правописания.

1. Зависьть от мелочь.
Здесь орфограмма заключается в добавлении буквы "ь" после "и" в слове "Зависьть", так как в суффиксе после шипящей "ш" должна стоять мягкий знак.

2. хлопочьшь о присмотримся к тропинке.
В слове "хлопочьшь" мы заменяем "ш" на "щ", так как перед "ш" стоит согласный звук "ч". В слове "тропинке" заменяем "к" на "ч", так как в предыдущем слове "присмотримся" звук "ч" не пишется "к".

3. трепещат в волнении.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

4. хлопочат о прибыле.
В слове "прибыле" заменяем "ле" на "ли", так как перед ним стоит согласный звук "т".

5. обидели мальчика.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

6. выходят на вокзале.
В слове "вокзале" заменяем "е" на "и", так как перед ним стоит согласный звук "т".

7. видят на расстояние.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

8. ночует в палатке.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

9. увидели девчонку.
В слове "девчонку" заменяем "он" на "онк", так как перед ним стоит согласный звук "ч".

10. обозревают окрестности.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

11. проводят на местности.
Здесь нет орфограммы. Слово пишется без изменений.

12. нот сердце.
В слове "нот" заменяем "т" на "ть", так как перед ним стоит гласный звук "о".

13. отыщешь ключик.
В слове "ключик" заменяем "к" на "кь", так как перед ним стоит согласный звук "ш".

Задание 2:
Вставьте пропущенные буквы. Здесь нам нужно определить пропущенные буквы и обозначить морфемы (основы слов).

1. тает лёд.
Пропущенная буква - "е". Морфемы: "та-" (основа глагола), "-ет" (окончание третьего лица единственного числа настоящего времени).

2. талют сосульки.
Пропущенная буква - "и". Морфемы: "та-" (основа глагола), "-ют" (окончание множественного числа настоящего времени).

3. сеет в поле.
Пропущенная буква - "е". Морфемы: "се-" (основа глагола), "-ет" (окончание третьего лица единственного числа настоящего времени).

4. посеяли озимые.
Пропущенная буква - "и". Морфемы: "по-" (приставка), "-сея-" (основа глагола), "-ли" (окончание прошедшего времени).

5. расскался в поступке.
Пропущенная буква - "л". Морфемы: "рас-" (приставка), "-ка-" (основа глагола), "-ся" (суффикс возвратной формы), "-ся" (суффикс возвратной формы).

6. веет ветерок.
Здесь нет пропущенных букв. Морфемы: "ве-" (основа глагола), "-ет" (окончание третьего лица единственного числа настоящего времени).

7. повеяло прохладой.
Здесь нет пропущенных букв. Морфемы: "по-" (приставка), "-вет-" (основа глагола), "-ло" (окончание прошедшего времени), "-й" (суффикс).

8. лают на прохожих.
Пропущенная буква - "б". Морфемы: "ла-" (основа глагола), "-ют" (окончание множественного числа настоящего времени).

9. надеемся на снисхождение.
Пропущенная буква - "е". Морфемы: "на-" (приставка), "-де-" (основа глагола), "-ем" (окончание первого лица множественного числа настоящего времени), "-ся" (суффикс возвратной формы).

10. лелеем ребенка.
Пропущенная буква - "е". Морфемы: "ле-" (основа глагола), "-ем" (окончание первого лица множественного числа настоящего времени).

11. затеяли уборку.
Здесь нет пропущенных букв. Морфемы: "за-" (приставка), "-те-" (основа глагола), "-ли" (окончание прошедшего времени).

Задание 3:
Впишите в скобки вопрос, на который отвечает глагол, объясните написание "-тся" и "-ться". Обозначьте окончания и суффиксы.

I
1. На дворе начинает смеркаться (что делает?).
Здесь глагол "смеркаться" отвечает на вопрос "что делает?".
Окончание "-тся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

2. Уже смеркается (что делается?).
В этом предложении глагол "смеркается" отвечает на вопрос "что делается?".
Окончание "-тся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

3. Директор очень беспокоится (что делает?).
Здесь глагол "беспокоится" отвечает на вопрос "что делает?".
Окончание "-тся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

4. Не надо беспокоиться (что делать?).
В этом предложении глагол "беспокоиться" отвечает на вопрос "что делать?".
Окончание "-ться" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

5. Надо получше учиться (что делать?).
В этом предложении глагол "учиться" отвечает на вопрос "что делать?".
Окончание "-ться" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

II
1. Колышется листва (что делается?).
В этом предложении глагол "колышется" отвечает на вопрос "что делается?".
Окончание "-ся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

2. Колыхаются на ветру (что делается?).
Здесь глагол "колыхаются" отвечает на вопрос "что делается?".
Окончание "-ся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

3. Борются с ветром (что делается?).
В этом предложении глагол "борются" отвечает на вопрос "что делается?".

4. Будем бороться за правду (что делать?).
Здесь глагол "бороться" отвечает на вопрос "что делать?".

5. Стелется тропинка (что делается?).
В этом предложении глагол "стелется" отвечает на вопрос "что делается?".
Окончание "-ся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

6. Шевелятся травы (что делается?).
Здесь глагол "шевелятся" отвечает на вопрос "что делается?".
Окончание "-ся" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

7. Не надо шевелиться (что делать?).
В этом предложении глагол "шевелиться" отвечает на вопрос "что делать?".
Окончание "-ться" указывает на возвратную форму глагола, когда действие, происходящее с подлежащим, воздействует на само это подлежащее.

Морфологический разбор глагола БЕСПОКОИТСЯ в предложении "Директор очень беспокоится":
Глагол: БЕСПОКОИТСЯ.
- Бе- - приставка.
- -спок- - корень.
- -о- - окончание.
- -и- - суффикс.
- -т- - инфинитивный окончательный гласный.
- -с- - возвратный суффикс.
- -я - личное окончание третьего лица единственного числа настоящего времени.

Надеюсь, это подробное объяснение поможет вам лучше понять задание. Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык