Задание 1. Прочитайте научный текст, определите его подстиль и сферу применения. Выделите в тексте части, соответствующие композиционным элементам (вступление, основная часть, заключение). Найдите в тексте информацию о результатах опытов, проводимых канадскими исследователями под водой. В какой части находится данная информация? Составьте тезисный план.
Осадки над водой
Для точных прогнозов погоды желательно знать, когда, где и в какой форме выпадают над морями и океанами атмосферные осадки. Хотя фотоснимки со спутников показывают распределение облаков, увидеть осадки они не позволяют.
До сих пор метеорологам приходится довольствоваться данными редких островных метеостанций (но на острове своя погода) или сообщениями с судов.
Наблюдения, сделанные канадскими учеными, возможно, изменят это положение. Оказалось, что помещенный под воду микрофон может улавливать шум осадков, падающих на водное зеркало, причем этот шум оказывается характерным для разных форм атмосферных осадков. Опыты, проведенные на озерах, показали, что дождь создает в воде шум с преобладанием частоты 13,5 килогерц. При ветре такое распределение частот становится менее выраженным, причем пик частоты тем больше размазывается, чем сильнее ветер. Град дает шум с максимумом на частоте три килогерца. Своими особенностями отличается и шум снега, падающего на воду, причем в этом случае можно выделить характерные звуки от удара снежинок о воду и от их таяния при соприкосновении с водой. По звуку можно определить даже преобладающий размер капель, градин или снежинок.
Метод еще нуждается в практической разработке, но не исключено, что метеорологическая сеть планеты вскоре пополнится автоматическими буями, которые, плавая вдали от берегов, будут сообщать по радио о продолжительности и характере осадков над океаном.
(Из книги Ферсман А.Е. Занимательная минералогия)