Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Текст 1
Поз_ней осенью выпада_т первый снег. Он преображает(2) всё вокру_. Пуш_стые сн_жинки(2) осторожно к_сают_ся земли и она од_вает_ся в ослепительный наря_. П_белели доро_ки крыши домов. Заг_раются и блестят ра_ноцветные искорки инея. Свинц_вая вода темне_т среди беловатых пр_брежных зар_слей.
Как пр_красна белоствольная берёзовая роща! Веточки покрыты хлоп_ями но от любого пр_косновения снежинки осыпают_ся. В ельник_ снег(3) так з_сыпал дерев_я что ты их (не) узнаешь. Ёлоч_ка становится похожа на причудливую снежную бабу. (4)Всюду виднеются(3) следы лесных зверюшек.
(В) предзимние дни дома (не) сидится. Люди всех возр_стов выходят на улицу! Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в сне_ки.
Здравствуй зима радос_но говорят люди!
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
Задание 3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Задание 4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, начать, позвонишь, кухонный.
Задание 5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
В отдалении я заметил невысокую белую церковь и пошёл к ней.
Задание 6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) Эта река более глубже той
2) К шестнадцать прибавит одиннадцать
3) Забавный шимпанзе
4) У обоих гимнасток
Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Мой брат известный спортсмен.
Он мастер спорта.
Брат добрый и смелый.
Задание 8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Плотной стеной темнели заросли камыша и пугали своей таинственностью.
Вдоль стен располагались шкафы с книгами журналами.
Приближались сумерки но мы продолжали бродить по лесу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
(1)Расщедрилась природа и подарила тёплые денёчки. (2)Но осень уже поселилась в лесу. (3)Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.
(4) Бесчисленные листья устилают землю. (5)Они разных цветов: жёлтые, оранжевые, красные. (6)Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. (7)Только их шорох нарушает покой лесного царства.
(8)Но страшен лес в непогоду. (9)Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. (10)Они уже не борются с ним. (11)Дождь бьёт по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. (12)Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются дары природы: цветы, травы, кусты. (13)Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие ёлочные шарики.
Задание 9. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11. Почему, по мнению автора текста, страшен лес в непогоду?
Задание 12. Определите и запишите лексическое значение слова «роскошный» из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Роскошный — ...
Задание 13. Определите стилистическую принадлежность слова «лохмотья» из предложения 11, запишите.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Лохмотья — ...
Задание 14. Объясните значение фразеологизма дары природы (12), запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Дары природы — ...
Поз_дней осенью выпада_ет первый снег. Он преображает(2) всё вокру_г. Пуш_истые сне_жинки(2) осторожно к_асают_ся земли и она од_евает_ся в ослепительный наряд_. По_белели дорож_ки и крыши домов. Заг_ораются и блестят ра_зноцветные искорки инея. Свинц_овая вода темне_ет среди беловатых при_брежных заро_слей.