Задание 1. Определите номинативные единицы, которые не являются обозначением понятий реального мира.
Правовед, браво, увы, где-то, априори, ЮУгУ, благодаря тому что, ООН, мой, из-под, Родина , честно говоря.
Задание 2. Можно ли считать словами в русском языке графические написания пермисат, мыргамат, фриктамани, молмошота, пурсит, гундукир, вырдугуть?
Задание 3. Определите, сколько мыслимых и реально возможных в русском языке значений имеют предложения Кружок спелся; Блестящий язык был отмечен начальником.
Задание 4. Исправьте ошибки в использовании номинативных единиц в речи. Объясните причины отклонения от лексико-фразеологических норм.
Человек упал навзничь и ушиб колено.
Неизвестный гражданин набил пострадавшего.
В результате драки был поколот гражданин М.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
Рост преступности вырос.
Он сопровождал свои действия молча.
представить мне отпуск по семейным обстоятельствам.
Ваше дело гроша выеденного не стоит.
Преступник сварил всю эту кашу, а расхлебывать придется другим.
Никому и никогда он шапку не ломал.
Задание 5. Выделите в предложениях фразеологизмы. Дайте им толкование.
Голова у меня ходила кругом: слишком много впечатлений сразу.
Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили многое.
Пьер был под башмаком у своей жены.
Отец его был столяр и печник – золотые руки.
Танковое сражение больше всего похоже на кромешный ад.
Артиллерия и подавно не ударит в грязь лицом.
Хитро белый свет устроен.
Задание 6. Укажите, произведения каких писателей послужили появлению фразеологизмов мертвые души, тришкин кафтан, человек в футляре, вишнёвый сад, окно в Европу, премудрый пескарь, блоху подковать, золотой мешок, на деревню дедушке, Демьянова уха.
2. Многозначные номинативные единицы и омонимы
Задание 1. В приведенных предложениях прямым или переносным является значение выделенных слов. Определите тип переноса.
Горло горит, жжет как огнем.
Пушкина я послал вам посылкою.
Мальчили с полслова понимали грамоту и счет.
Все флаги в гости будут к нам.
Ну что ж, садись светило.
И холодом и отчаянием дохнула испуганно суровая зима.
Волны играли и солнце блестело.
Задание 2. Объясните значение паронимов. Составьте с ними словосочетания.
Дипломат – дипломант
Скрытый – скрытный
Командированный – командировочный
Основать – обосновать
Представить – предоставить
Командированный – командировочный
Надеть – одеть
Недоумение – недоразумение.
Задание 3. Выявите в тексте многозначные слова с переносным значением и слова, которые могут иметь омонимы. Определите тип омонимов.
Слово – полководец человечьей силы. В этом ярком и глубоком определении заключено признание могущественного воздействия слова на человека. Каждый испытал силу слова на себе. Вовремя сказанное теплое, дружеское слово ободрит, обрадует преодолеть трудности; суровое и правдивое слово критики направит на верный путь стать нравственно чище, благороднее; вдохновенное слово оратора заронит в душу жажду большого дела, мечту о подвиге, воодушевит тысячи и тысячи людей на совершение великих задач, которые народ поставил перед собой. А. Твардовский писал:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна.
Он говорил также, что слова «ведут на бой и труд». Не случайно у многих писателей и поэтов мы находим сравнение слова с оружием: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».
Но свою роль и оружия слово по-настоящему выполняет тогда, когда им владеют. Знать язык так, чтобы уметь точно, ясно, интересно и убедительно сказать о деле, чтобы говорить с людьми с учетом обстановки, чтобы не затрудняться при письменном изложении мыслей, – это, без преувеличения, обязанность каждого гражданина. «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» - это высказывание Горького, обращенное к писателям, относится к каждому из нас (Н. Ивакина).
Задание 4. Отгадайте загадки. Объясните, на чем они основаны.
Гладкое, а не поле, синее, а не море.
Один костер весь мир согревает.
Золотой ушел, а серебряный пришел.
Белая морковка зимой расцветает.
Не часы, а тикают.
Красный конь по дереву бежит.
Сама мала, а ума придала.
Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы.
Белая чайка по полю скакала, следы за собой оставляла.
По голубому блюду золотое яблочко катается.