Задание 1 (6 б.)
Прочитайте тексты. Выполните задание к ним.
Сравните два текста, определите сходство и различие по указанным признакам:
1.Стиль (приведите по 2 аргумента);
2.Тема;
3. Цель текста.
Текст А
Подул слабый ветерок, и снег приходит в движение. Ветер становится сильнее. Снег вздымается всё выше — на высоту нескольких метров. Даль затягивается сплошной дымкой.
При ветре 16—20 м/с ничего нельзя разглядеть уже в нескольких метрах от себя. Восторг от созерцания зимних красот сменяется беспокойством, а затем и страхом: неужели началась метель?
Метель — крайне сложный объект наблюдения. Сотрудники метеостанций в тундре, выходя к приборам во время пурги (так называют сильную низовую метель в северных районах), обвязываются верёвкой, чтобы не потерять дорогу. Иногда путь в несколько десятков метров длится более часа, а ведь часто пурга не затихает сутками.
Для многих регионов Казахстана характерна особенная, степная метель. И хотя снег неглубок, он часто скапливается в виде сугробов и снежных холмов. Что нужно делать во время метели? Метель может длиться несколько суток, поэтому рекомендуется заблаговременно создать в доме запас продовольствия, воды, топлива. Покидать помещение можно только в исключительных случаях и не в одиночку. На автомобиле передвигаться следует только по главным дорогам. В случае резкого усиления ветра непогоду желательно переждать в населенном пункте или вблизи него. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие, в сильный снегопад ориентиры через несколько десятков метров могут быть потеряны.
Текст Б
Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге... Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло…. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня; лошади шли шагом – и скоро стали. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
Письмо
Задание (7 б.)
Выполните одно из предложенных заданий
1.Представьте, что вы побывали на выставке ЭКСПО в павильоне «Нур Алем». Опираясь на данный ниже текст, напишите письмо другу (90-110 слов) о посещении данного павильона. Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Используйте вводные конструкции, а также прямую или косвенную речь.
Предлагаемый текст
Казахстанский павильон - один из ярчайших объектов «ЭКСПО-2017». Павильон «Нур Алем» — единственное в мире здание в форме сферы диаметром 80м.
В здании восемь этажей, каждый из которых имеет свой концепт. Самый верхний этаж — это «Будущая Астана»
(Концепт — инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл)
2.Напишите эссе – рассуждение (90-110 слов) на тему «Как экстремальная погода влияет на деятельность школьников». Соблюдайте тип текста - рассуждения. Используйте вводные конструкции, а также прямую или косвенную речь.