Язык 165

1прочитайте репортаж из музея минералогии. какие типы речи соединены в нём? какие специфические для жанра языковые средства здесь использованы?

2 выполните анализ текста, используя соответствующий план (см, справочный материал учебника).

3спишите пятый абзац текста, выделяя в предложении грамматические основы и объясняя постановку знаков препинания.

через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание минералогического музея академии наук. музей занимает зал в тысячу квадратных метров. в нём размещены образцы ископаемых бо- гатств нашей страны.

особняком в шкафах за стеклом лежат какие-то чёрные бесформенные массы. одни похожи на чистое железо, другие с какими-то жёлтыми капельками. вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: "упал 18 октября. 1916 г. близ г. николь- ска-уссурийского в сибири». под другими тоже надписи:
упал тогда-то, там-то. это зал камней, упавших е неба и называемых метеори- тами.

далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями: на полочках лежат минералы разных цветов и видов. здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие чистые и прозрачные, как вода; третьи - переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом.

экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «наш мүзей построен совершенно особенно. мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».

мы проходим в ту часть зала, где представлена во всем многообразии минералов. сначала показаны условия образования камия, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. далее минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. здесь не огонь, а вода рождает камень. наконец, камни, на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений свои камни.

последние отделы музея - это камень в руках человека, в хозяйстве, в промышленности.

где бы ни находился камень: в небесных ли телах, в горах или на заводах, везде он живет и изменяется, растёт и гибнет. и совсем не скучна наука минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его .​

nina19862 nina19862    2   01.12.2019 10:49    225

Другие вопросы по теме Русский язык