Выполнить анализ текста по следующим критериям:
1. Предварительно отнести текст к одному из следующих функциональных
стилей, научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговор¬
ному, художественному.
2. Определить основную тему текста. Следует помнить, что тема (предмет со¬
общения) - это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в
заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах;
для большинства книжных текстов тема заявлена в первом - и дубпируется в по¬
следнем предложениях
3. Определить идею текста Идея текста (его основная мысль) - то, что гово¬
рится о предмете сообщения (теме).
4. Определить сферу коммуникации. Для научного стиля - наука, для офи¬
циально-делового стиля - административно-правовые отношения, для газетно-
публицистического стиля - политико-идеологические, общественные отноше¬
ния, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля - повседневные,
бытовые отношения.
5. Определить, что представляет собой текст в содержательно-логическом плане
(самостоятельное произведение, отрывок из произведенья), найти, если есть, компо¬
ненты стандартной содержательной композиции: вступление, основную часть, за¬
ключение.
6. Определить, к какому функционально-смысловому типу речи (описание,
повествование, рассуждение, инструктирование) относится текст. Следует
помнить о том, что в «реальном» тексте функционально-смысловые типы
речи могут комбинироваться, например: повествование с элементами рассуж¬
дения, рассуждение с элементами описания и т. п.
7. Определить форму реализации стиля. Письменная или устная.
8. Назвать стилевые черты, присущие тексту. Например, для текстов науч¬
ного стиля - логичность, последовательность повествования, объективность,
беспристрастность, ясность изложения и т. д.
9. Найти стилистические средства, используемые в данном тексте, т. е. устано¬
вить языковую специфику текста. Стилистические средства лексико-
фразеологического, морфологического и синтаксического уровней представлены
ниже в таблицах. Словообразовательный уровень см. в образцах анализа.
9.1. Стилистические средства фонетического уровня. Имеются в виду осо¬
бенности нелитературного произношения, присущие устной разговорной речи.
В письменной форме разговорной речи они проявляются редко (обычно на орфо¬
графическом уровне).
9.2. Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.
9.3. Стилистические средства словообразовательного уровня.
9.4. Стилистические средства морфологического уровня.
9.5. Стилистические средства синтаксического уровня.
10. Определить, имеются ли стилеразрушающие элементы.
11 Определить, если это возможно, жанр текста.
12. Сделать окончательный вывод о принадлежности текста к одному из стилей, названных в 1 -ом пункте анализа
Сам текст: Территория Урала находится в междуречье великих рек Волги - Камы и Оби - Иртыша. С запада на восток Урал условно делят на три части. Первая часть - Западный Урал, или Предуралье, Приуралье. Здесь западные предгорья уральских гор постепенно переходят в Русскую равнину. Вторая часть - это Уральский хребет, или Горный Урал. Уральский хребет с севера на юг делится на Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный. Третья часть - Зауралье. Восточный склон Уральского хребта обрывается выступом в Западно - Сибирскую низменность.
Уральский хребет, протянувшись более чем на 2 тысячи км, начинается за Полярным кругом, а его южные отроги заканчиваются в Средней Азии. Он пересекает тундру, тайгу, лесостепь и степь. Здесь находятся истоки рек Волжского и Обского бассейнов. Богат растительный и животный мир Урала. Необычен состав его «подземных кладовых». Яшма, кремень, халцедон, кварц, медные и железные руды, песок, глина, гранит входят в коллекцию пород и минералов этого края.
Урал всегда привлекал человека, которому нужны были вода и пища, сырье для изготовления орудий, оружия, посуды, материалы для строительства жилищ.
Основная тема текста - это территория Урала и ее характеристики, включая географическое расположение, горные хребты, отроги, реки и природные богатства.
Идея текста - Урал является уникальным регионом с разнообразной природой и богатыми природными ресурсами.
Сфера коммуникации, в данном случае, связана с наукой, так как текст рассказывает о географии и природных особенностях территории Урала.
Текст является самостоятельным произведением, представляющим описание и характеристику определенной территории. Он начинается с введения, где рассказывается об общих характеристиках территории Урала, затем следует основная часть, где представлены подробности о каждой части Урала (Западный Урал, Уральский хребет, Зауралье), и заканчивается текст выводами о богатстве природных ресурсов Урала.
Функционально-смысловой тип речи в данном тексте является описанием, так как нам представлена информация о различных частях и географических особенностях Урала.
Форма реализации стиля - письменная, так как текст представлен в письменной форме.
Стилевые черты текста научного стиля включают логичность, последовательность повествования, объективность, ясность изложения и др.
Некоторые стилистические средства, которые можно найти в данном тексте, включают лексико-фразеологические уровни, например, такие слова как "Полярный круг", "истоки рек". На словообразовательном уровне можно отметить такие образования, как "предуралье", "приуралье". На морфологическом уровне можно найти различные формы прилагательных и существительных, связанные с географическими названиями. На синтаксическом уровне, можно отметить использование перечислений.
В тексте можно выделить также стилеразрушающие элементы, такие как сокращения и аббревиатуры.
Жанр текста можно определить как научно-популярный, который сочетает научные знания с доступностью для широкой аудитории.
Таким образом, данный текст относится к научному стилю коммуникации и представляет собой описание и характеристику территории Урала, его географических особенностей и природных ресурсов.