Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
Звук - это наименьшая звуковая единица слога. Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буква — это то, что мы видим и пишем.
При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии. Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.
Гласные звуки
Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот. Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Затранскрибировать слово, поставив ударение. 2. Определить количество слогов, указать ударный. 3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков. 4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие. 5. Указать количество букв и звуков. 6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам: гласный: ударный/безударный; согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
Образец фонетического разбора: его [j'и-вo] 2 слога, второй ударный
В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.
Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.
Могут быть предложены следующие типы упражнений: найдите слова, в которых: – количество букв больше, чем звуков; – количество букв меньше, чем звуков; – все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие); – есть звук [б'] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков); – звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).
Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.
Гласные звуки
Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.
Фонетический разбор
Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
Образец фонетического разбора:
его [j'и-вo] 2 слога, второй ударный
[j'] согласный, звонкий, мягкий
е— [и] гласный, безударный
г— [в] согласный, звонкий, твердый
о— [о?] гласный, ударный
3 буквы 4 звука
В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.
Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.
Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б'] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).