Ана́фора или единоначатие (др. -греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению [1]) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков). [2][3] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах (см. ниже) : Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.
— Есенин С. А. Не напрасно дули ветры
[править] Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
— Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных
[править] Анафора строфическая
З е м л я!. . От влаги снеговой
Она ещё свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа.
З е м л я!. . Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про неё поет.
З е м л я!. . Всё краше и видней
Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить.
З е м л я!. . На запад, на восток,
На север и на юг… Припал бы, обнял Моргунок, Да не хватает рук…
— Твардовский А. Т.
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например: [править] Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт Распотрошить людскую гущу, Живёт и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих. Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром Своё вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С.
[править] Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\ Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты. | /\ /\ Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\ Про|шли /\ в те | дальние | комнаты. | /\ /\ Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\ По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\ Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\ Ку|да /\ ду|ша переносится… | /\ /\
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! ( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн… (К. Бальмонт)
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков) .
Анафора звуковая
Повторение одних и тех же сочетаний звуков:
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Анафора лексическая
Повторение одних и тех же слов:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
— Есенин С. А. Не напрасно дули ветры
[править] Анафора синтаксическая
Повторение одних и тех же синтаксических конструкций:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
— Пушкин А. С. Брожу ли я вдоль улиц шумных
[править] Анафора строфическая
З е м л я!. .
От влаги снеговой
Она ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
З е м л я!. .
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про неё поет.
З е м л я!. .
Всё краше и видней
Она вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить.
З е м л я!. .
На запад, на восток,
На север и на юг…
Припал бы, обнял Моргунок,
Да не хватает рук…
— Твардовский А. Т.
Возможны объединения вышеперечисленных типов анафор. Например:
[править] Строфико-синтаксическая анафора
Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.
— Тихонов Н. С.
[править] Ритмическая анафора
Очень редкий приём — использование ритмической анафоры. В приводимом ниже стихотворении ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в чётных стихах:
Све|ча наго|рела. Порт|реты в те|ни. /\
Си|дишь /\ при|лежно и | скромно ты. | /\ /\
Ста|рушке зев|нулось. По | окнам ог|ни /\
Про|шли /\ в те | дальние | комнаты. | /\ /\
Ни|как кома|ра не про|гонишь ты | прочь, — /\
По|ёт /\ и к свету всё | просится |. /\ /\
Взгля|нуть ты не | смеешь на | лунную | ночь, /\
Ку|да /\ ду|ша переносится… | /\ /\
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков) .