Выберите самое главное о искусстве 29 иску́сство, сфера человеческой деятельности, охватывающая творческую работу по созданию эстетически значимых объектов – худож. произведений их хранения и доведения до публики путём включения в процесс обществ. коммуникации. в той или иной форме и. присутствует в любом обществе, в любой культуре, отвечая . эстетич. потребности человека, и представляет собой один из векторов освоения мира человеком. худож. творчество, как и общение с и., можно рассматривать как символич познания мира, как обретение эмоционального опыта, как ритуальное действо, наконец, просто как игру . этот многоаспектный и многозначный характер и. проявляется в том, что оно пересекается с самыми разл. сторонами человеческой жизни: затрагивая эмоции и разум, пробуждая память, вторгаясь в сферу как частной, так и публичной жизни, оно тем самым участвует в процессе воспитания и социализации . в своих истоках понятие и., как и сама деятельность художника, ещё слабо выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, представляя собой её наиболее яркий, характерный случай. «искусством» (греч. τέχνη, лат. ars) именовалась всякая производить искусную, требующую одарённости, знаний и опыта работу. так и сейчас можно говорить не только об и. художника, но и о кулинарном и. или и. верховой езды и т. п. однако с обособлением худож. творчества в особую сферу человеческой деятельности слово «и.» становится спец. обозначением именно этой деятельности. в самом широком смысле и. понимается как совокупность всех возможных видов худож. творчества, включая лит-ру. иногда лит-ру исключают из этого комплекса (ср. выражение « и искусство»). наконец, и. может пониматься и совсем узко, как синоним «изобразительного искусства (искусств)». в дальнейшем слово «и.» будет употребляться в широком смысле. и. осознаётся и определяется как совокупность видов и., попытки классификации которых можно считать лишь относительно успешными. с точки зрения используемых материальных условий принято делить искусства на 1) пространственные (пластические, изобразительные) – живопись, скульптуру, графику, фотографию; 2) временны́е – музыку (композиторское ; 3) пространственно-временны́е – танец, актёрское и. и основанные на нём т. н. синтетические и. (театр, кино, теле- и видеоискусство). в ряде случаев специально выделяют исполнительские и. (музыку, театр, танец), поскольку в них произведение и. и акт его создания . наконец, можно разделить и. в зависимости от того, какими знаками они пользуются: изобразительными, неизобразительными или смешанными. следует учитывать при этом, что список видов и. не является неизменным во времени и пространстве – в разных культурах и обществах мы имеем дело с разными их конфигурациями, к тому же в ряде случаев бывает трудно провести жёсткую границу, отделяющую худож. деятельность от нехудожественной (это касается, в частности, разл. видов прикладного и., а также дизайна). осмысление основ худож. творчества составляет прежде всего предмет эстетики, наряду с этим обобщение знаний об и. происходит в теории и разл. видов искусства.