ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ
 1. Укажите неверное утверждение.
 ⦁ Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.
 ⦁ Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам.
 ⦁ Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены.
 ⦁ Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.
 2. Дополнение —
 ⦁ второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений;
 ⦁ второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
 ⦁ главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
 ⦁ второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
 3. Дополнение отвечает на вопросы:
 1) кто? и что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) косвенных падежей 4) г д е? к у д а? откуда?
 4. В каком предложении выделенное слово является дополнением?
 ⦁ Он выбрал профессию врача.
 ⦁ Он выбрал профессию врача.
 ⦁ Он выбрал профессию врача.
 ⦁ Он выбрал профессию врача.
 5. Укажите предложение с прямым дополнением.
 ⦁ Девочки в поле собирали васильки.
 ⦁ Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.
 ⦁ На стене висел портрет А. Пушкина.
 ⦁ Около дома лежали дрова.
 6. Укажите предложение с косвенным дополнением.
 ⦁ Бабушка вязала свитер.
 ⦁ Я пишу письмо другу.
 ⦁ Я рисую картину.
 ⦁ С горы хорошо видно дом и школу.
 7. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
 ⦁ В городе мы посетили этнографический музей.
 ⦁ В городе мы посетили этнографический музей.
 ⦁ После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.
 ⦁ Художник нарисовал автопортрет.
 8. Укажите, какие слова являются дополнением в предложении
 Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибы, любоваться речкой.
 ⦁ в нашем лесу, ягоды, грибы, речкой
 ⦁ ягоды, грибы, речкой
 ⦁ осенью, ягоды, грибы, речкой
 ⦁ в лесу, ягоды, грибы, речкой
 9. Укажите предложение с ошибкой в характеристике дополнения.
 ⦁ Виктор подарил сестре картину. (Картину — прямое дополнение)
 ⦁ Картина была подарена Виктором. (Виктором — косвенное дополнение)
 ⦁ Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение)
 ⦁ Археологи рассказывали о раскопках. ( (о) раскопках — косвенное дополнение)
 10. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
 ⦁ В доме стояла тишина. 2) В лесу было много малины.
 ⦁ В библиотеке я нашел нужную книгу. 4) Добавь в бульон немного воды.
 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 1. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
 ⦁ Наступила ранняя осень.
 ⦁ Возьми эту книгу.
 ⦁ Это был дом из дерева.
 ⦁ Столовая находилась в том же здании.
 2. Укажите предложение, в котором неверно выделено определение.
 ⦁ Он специалист высокого класса.
 ⦁ Поездка в Петербург переносится на неделю.
 ⦁ Он был одет в рабочий костюм.
 ⦁ Рабочие объявили забастовку.
 3. Укажите предложение с несогласованным определением.
 ⦁ Ранней весной хорошо выйти в поле!
 ⦁ Этот случай удивил многих.
 ⦁ Встреча с одноклассниками состоится в эту субботу.
 ⦁ Прозрачный лес один чернеет.
 4. Укажите предложение с согласованным определением.
 ⦁ Грозовая туча мимо.
 ⦁ Недалеко был особняк в три этажа.
 ⦁ Недалеко был особняк с лепниной.
 ⦁ Этот рассказ интересней.
 5. Укажите предложение, в котором есть приложение.
 ⦁ В городе-крепости мы смотрели выставку.
 ⦁ Русский язык — это один из совершеннейших языков мира.
 ⦁ Дедушка был добрейший человек.
 ⦁ Около дома рос огромный дуб.
 6. Укажите предложение, в котором нет приложения.
 ⦁ На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра.
 ⦁ Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем.
 ⦁ Часов в одиннадцать к нам пришел Егор Лизунов, сосед, школьный завхоз.
 ⦁ Деревья утопали в серебряном инее.
 7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить дефис.
 ⦁ Художник () Левитан писал прекрасные картины.
 ⦁ Композитор () Чайковский известен на весь мир.
 ⦁ Вьется улица () змея.
 ⦁ Над рекой () Волгой льется тихая песня.
 8. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис.
 ⦁ Мальчик () киргиз проводил нас до дома.
 ⦁ Девочки () старшеклассницы исполнили песню.
 ⦁ Профессор () математик выступил с докладом.
 ⦁ Профессор () математики выступил с докладом.
 9. Укажите предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить тире.
 ⦁ Главный герой этого рассказа - человек () невидимка.
 ⦁ Скала () гигант закрывала часть пейзажа.
 ⦁ Цветок () незабудка имеет интересную легенду.
 ⦁ Москва () река — главная водная артерия столицы.
 10. Укажите предложение, в котором нет приложения.
 ⦁ Бабушка выписывает журнал «Крестьянка».
 ⦁ Врач Кузнецова начала прием.
 ⦁ Студенты-кубинцы исполнили зажигательный танец.
 ⦁ Гигантская скала закрывала часть пейзажа.
                                                                                                
                            
                            
                            
                                
                            
                            
                                
                            
                            
                            
                         
                    
ДОПОЛНЕНИЕ
1. Неверное утверждение:
⦁ Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.
2. Дополнение —
⦁ второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
3. Дополнение отвечает на вопросы:
3) косвенных падежей
4. В таком предложении выделенное слово является дополнением:
⦁ Он выбрал ПРОФЕССИЮ врача.
5. Предложение с прямым дополнением:
⦁ Девочки в поле собирали ВАСИЛЬКИ (В.п.).
6. Предложение с косвенным дополнением:
⦁ Я пишу письмо ДРУГУ (Д.п.).
(!) 7. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
⦁ В городе мы посетили этнографический МУЗЕЙ.
⦁ После обеда Алексей сел за стол и написал ПИСЬМО.
⦁ Художник нарисовал АВТОПОРТРЕТ.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ДОПОЛНЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
8. Такие слова являются ДОПОЛНЕНИЕМ в предложении:
Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ЯГОДЫ, ГРИБЫ, любоваться РЕЧКОЙ.
⦁ ягоды, грибы, речкой
9. Предложение с ошибкой в характеристике дополнения:
⦁ Около полуночи принесли телеграмму. (Телеграмму — косвенное дополнение)
**В. п. – прямое
(!) 10. Укажите предложение, в котором неверно выделено дополнение.
1)В доме стояла тишина.
2) В лесу было много малины.
3) В библиотеке я нашел нужную КНИГУ.
4) Добавь в бульон НЕМНОГО ВОДЫ.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ДОПОЛНЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
__
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(!)1. Укажите предложение, в котором неверно выделено ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
⦁ Наступила РАННЯЯ осень.
⦁ Возьми ЭТУ книгу.
⦁ Это был дом ИЗ ДЕРЕВА.
⦁ Столовая находилась в ТОМ же здании.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ОПРЕДЕЛЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
(!)2. Укажите предложение, в котором неверно выделено ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
⦁ Он специалист ВЫСОКОГО КЛАССА.
⦁ Поездка В ПЕТЕРБУРГ переносится на неделю.
⦁ Он был одет в РАБОЧИЙ костюм.
⦁ Рабочие объявили забастовку.
**Т.к. слова не указаны, то правильные ОПРЕДЕЛЕНИЯ выделены – сравните с источником и самостоятельно выберите нужный ответ.
3. Предложение с несогласованным определением:
⦁ Встреча С ОДНОКЛАССНИКАМИ состоится в эту субботу.
4. Предложение с согласованным определением:
⦁ ГРОЗОВАЯ туча мимо.
⦁ ЭТОТ рассказ интересней.
5. Предложение, в котором есть приложение:
⦁ В городе-КРЕПОСТИ мы смотрели выставку.
6. Предложение, в котором нет приложения:
⦁ Деревья утопали в серебряном инее.
7. Предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить дефис:
⦁ Вьется улица () змея.
8. Предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис:
⦁ Профессор () математики выступил с докладом.
9. Предложение, в котором на месте пропуска не нужно ставить дефис:
⦁ Цветок () незабудка имеет интересную легенду.
10. Предложение, в котором нет приложения:
⦁ Гигантская скала закрывала часть пейзажа.