Вставь безударную гласную, обозначь орфограмму.
Ум…реть, к…снуться, разж..гать, заг..релый, город Р..стов, изъявительное накл..нение, пл..вучий, расст..лить, пл..вчиха, р..весник, предл..жить, к..сательная, выр..сший, церковная утв..рь, равнораспол..женный, бл..стательный.
2. Перепиши слова, исправив ошибки, если они есть, выдели приставку, объясни написание слова.
Расбежаться, безвкусица, разчерчивать, привосходный, росыпать, вспорхнуть, вазвращение, прегласительный, безконечный, отдать, предиюньский, разжевывать, предистория, изпугаться, преломление, преоткрыть окно, подданство, апоздать, бесчисленный, изьян, подержанное придложение, изправить.
3. Определи части речи в предложениях( укажи часть речи каждого слова в каждом предложении):
1) Напротив меня расположился парень с рюкзаком.
2) В доме напротив зажгли свет.
3) Автобус останавливается напротив школы.
4. Расставь недостающие знаки препинания, выдели обособленные члены предложения.
1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.
2) Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.
3) В сплетенной из лозы корзине лежали свежие фрукты.
4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.
5. Расставь недостающие знаки препинания, выдели обособленные члены предложения. Запишите цифры, на месте которых ставятся запятые:
Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) при для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
ответ
6. Расставь недостающие знаки препинания, выдели обособленные члены предложения. Запишите цифры, на месте которых ставятся запятые:
Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают рас болезней среди обитателей водоема.
ответ
Вариант № 1
(1) Человек, лишённый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже безобидную шутку он может воспринять как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая мишень для злых шутников. (7) Попав в смешное положение, он не смутится, не испытает желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин подчас человеку в самые трудные минуты его жизни.
(С. Михалков)
А 1. Какое утверждение противоречит мысли, выраженной в тексте С. Михалкова?
1) Человек, умеющий посмеяться над собой, защищён от нападок окружающих.
2) Человек без чувства юмора несчастен.
3) Без чувства юмора человеку легко прожить.
4) Чувство юмора человеку в трудные минуты жизни.
А 2. Какой стиль и тип речи представлен в тексте?
1) публицистический стиль, описание
2) художественный стиль, рассуждение
3) научно-популярный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
А 3. Какое средство выразительности использует автор в предложении № 9?
1) олицетворение 2) метафора 3) сравнение 4) фразеологизм
А 4. Какой частью речи является слово БЕСЦЕННО (предложение № 5)?
1) краткое причастие 2) краткое прилагательное
3) наречие 4) слово состояния
А 5. Каково лексическое значение слова МНИТЕЛЬНЫЙ (МНИТЕЛЕН) из предложения № 3?
1) обидчивый 2) думающий 3) кажущийся 4) всего опасающийся
В 1. Найдите в тексте личное местоимение 3 лица, стоящее в творительном падеже. Выпишите его.
ответ
В 2. Из предложения № 9 выпишите подчинительное словосочетание, где зависимым словом является
В МИНУТЫ.
ответ
В 3. Из предложения № 2 выпишите грамматическую основу.
ответ
В 4. Найдите в тексте предложения, осложнённые обособленными определениями, напишите их номера. ответ
В 5. Найдите в тексте предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, напишите его номер. ответ
1. Задание на вставку безударной гласной и обозначение орфограммы:
- УмРЕть (орфограмма: Е после М, Н, Р, Л выпишется с гласной чаще всего "Е"),
- КуСНуться (орфограмма: Ы после С и СТ в корне слова, в основном, пишется с гласной Ы),
- РазЖечь (орфограмма: Ж после Р, Н, М, Л в корне слова, в основном, пишется с гласной Ж),
- ЗагОрелый (орфограмма: О после ЗГ в корне слова, в основном, пишется с гласной О),
- Город РОстов (орфограмма: О после Р в конечном слоге слова перед Д),
- ИзЪЯвительное наклОнение (орфограмма: Ъ после ЗЪ, БЪ, ЖЪ, ВЬ, ЛЬ, НЬ в корне слова, в основном, пишется с гласной Ъ),
- ПлАвучий (орфограмма: А после Л в корне слова, в основном, пишется с гласной А),
- РасстелИть (орфограмма: И после СТ в корне слова, в основном, пишется с гласной И),
- ПлАвчиха (орфограмма: А после Л в корне слова, в основном, пишется с гласной А),
- РОВесник (орфограмма: О после Р в конечном слоге слова перед В),
- ПредлОжить (орфограмма: О после ПРЕД перед Б, В, Г, Ж, З, К, М, Н, Ф, Х, Р, С, Т, Ц, Ч),
- КуСательная (орфограмма: Ы после С и СТ в корне слова, в основном, пишется с гласной Ы),
- ВырАсший (орфограмма: А после Р в корне слова, в основном, пишется с гласной А),
- ЦерковнАя утверь (орфограмма: А после М в конечном слоге слова перед Ю и Ь),
- РавнораспОложенный (орфограмма: О после Р в корне слова, в основном, пишется с гласной О),
- БлестАтельный (орфограмма: А после СТ в корне слова, в основном, пишется с гласной А).
2. Задание на исправление ошибок в словах и выделение приставок:
- Расбежаться (ошибка: пишется через С, исправление: рас-бежаться),
- Бесвкусица (ошибка: отсутствует приставка, исправление: без-вкусица),
- РазЧерчивать (ошибка: отсутствует приставка, исправление: раз-черчивать),
- ПривОсходный (ошибка: приставка пишется через О, исправление: при-вОсходный),
- РОссыпать (ошибка: приставка пишется через О, исправление: раз-рОссыпать),
- ВСпорхнуть (ошибка: приставка пишется через С, исправление: вСпорхнуть),
- ВОзвращение (ошибка: приставка пишется через О, исправление: вОзвращение),
- ПРИгласительный (ошибка: приставка пишется через ПРИ, исправление: прИгласительный),
- Безконечный (орфограмма: БЕЗ после З пишется с гласной Е),
- ОтДАть (ошибка: приставка пишется через ОТ, исправление: от-ДАть),
- ПредЫюньский (ошибка: приставка пишется через ПРЕД, исправление: пред-Юньский),
- Разжевывать (орфограмма: Ж после Р, Л, Н, М, ЛЬ, НЬ в корне слова, в основном, пишется с гласной Ж),
- ПредИстория (ошибка: приставка пишется через ПРЕД, исправление: пред-История),
- ИзУгаться (орфограмма: У после З в корне слова перед Г),
- ПрелОмление (ошибка: приставка пишется через ПРЕ, исправление: пре-лОмление),
- ПреОткрыть окно (ошибка: приставка пишется через ПРЕ, исправление: пре-Открыть окно),
- ПОДданство (ошибка: приставка пишется через ПОД, исправление: под-Данство),
- АпоздАть (орфограмма: А после П, Т, Д в корне слова, в основном, пишется с гласной А),
- Бесчисленный (орфограмма: БЕС после З пишется с гласной Е),
- ИСьЯн (ошибка: отсутствует приставка, исправление: изьЯн),
- ПодДержанное предложение (ошибка: приставка пишется через ПОД, исправление: под-Держанное предложение),
- ИСправить (ошибка: отсутствует приставка, исправление: из-Справить).
3. Задание на определение частей речи:
1) Напротив меня расположился парень с рюкзаком.
- Напротив - предлог,
- меня - местоимение от второго лица в форме родительного падежа,
- расположился - глагол в прошедшем времени,
- парень - существительное,
- с - предлог,
- рюкзаком - существительное с предлогом.
2) В доме напротив зажгли свет.
- В - предлог,
- доме - существительное с предлогом,
- напротив - предлог,
- зажгли - глагол в прошедшем времени,
- свет - существительное.
3) Автобус останавливается напротив школы.
- Автобус - существительное,
- останавливается - глагол,
- напротив - предлог,
- школы - существительное в родительном падеже.
4. Задание на расстановку знаков препинания и выделение обособленных членов предложения:
1) Невидимые, в воздухе, жаворонки заливались трелями.
- Невидимые - обособленное определение,
- в воздухе - обособленное обстоятельство