Всероссийская олимпиада школьников по языку 6 класс

drmkhva drmkhva    3   07.09.2019 16:30    1

Ответы
Dima1234567y Dima1234567y  06.10.2020 23:19
1. ( ) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ. И мне в ответ берёзка: – О любопытный друг, Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух. Критерии и ответы Яркой языковой чертой является произношение дру[х]. Его мы можем предпо- ложить из рифмы: друг – пастух. В говорах, где встречается такое произношение, [х] является глухой парой к звонкому щелевому (фрикативному) звуку [γ], который произносится вместо [г]: дру[х] – дру[γ]а. Часто этот звук считают украинской чертой, в действительности же область распространения этого звука намного шире. Это характернейшая черта южнорусских говоров. И действительно, Есенин родился на юго-востоке от Москвы – на территории современной Рязанской области. За указание на дру[х] – за объяснение через рифму – за восста- новление [γ] (возможно просто описание этого звука как «украинского г») – за отождествление с южнорусскими говорами и c происхождением Есенина – Не принимается ответ, если ученик указывает Украину. Всего 2. ( ) Даны пары слов. А Б ветрило парус кольчуга бронежилет извет донос ланиты щёки очи глаза Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте: – Что такое А? – Раньше так называли Б. 
Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.
Критерии и ответы Контекст будет неправильным для пары кольчуга – бронежилет ( ). Кольчуга – это старинный доспех в виде рубашки из металлических колец ( ), а бронежилет – это специальный защитный жилет с бронёй, прикрыва- ющий торс человека от поражения холодным и огнестрельным оружием, а также осколками ( ). Эти слова обозначают разные, хотя и в чём-то сходные предметы, тогда как остальные пары обозначают одно и то же ( ). Если учащийся напишет в объяснении, что кольчуга – историзм – ещё Если учащийся напишет, что остальные слова столбца А – архаизмы – ещё Всего 3. ( ) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка. Одно из этих слов образовано не так, как другие. 1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано. 2. Укажите, как образованы другие слова. Критерии и ответы 1. Это слово вазочка ( ), которое образовано с прибавления к основе ваз- (0, ) суффикса -очк- (0, ) (вариант ответа: которое образовано от слова ваза с суффикса -очк-). 2. Все другие слова образованы от основ лодк-, тарелк-, белк-, селёдк- (0, ) (вариант ответа: от слов лодка, тарелка, белка, селёдка) с суффикса -к- (0, ). Если учащиеся укажут, что -к- в словах лодка, тарелка, белка, селёдка – суффиксальный элемент (или бывший суффикс, имеющий для разных слов разную степень очевидности: в слове селёдка выделяется суффикс -к-, потому что есть слово сельдь, в остальных словах этот суффикс выделяется только этимологически) – ещё Если учащиеся укажут чередование к/оч – ещё Всего 4. ( ) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологи- ческий оборот (выделен жирным шрифтом). Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака / лука / лыка / рыка / стыка не вяжешь – как же я тебя пойму? Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения. Критерии и ответы Правильный вариант – лыка не вяжешь (лыка не вязать) ( ). Фразеологизм значит «быть совершенно пьяным и не чётко и членораздельно произносить слова» ( ). Всего
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык