Вот картина. На ней изображён тёплый закатный ве- чер. Под высоким небом бескрайняя пашня. Около
трактора прямо на земле трактористы и девочка. Стар-
ший отрезает от каравая большие ломти душистого хлеба.
Он спокоен, нетороплив. Ты заметил, на нём выгоревшая
военная фуражка, он бывший фронтовик.
Второй герой картины подросток. Он лежит на траве
и ждёт, когда нальют ему молока.
А это девочка. Сколько ей лет? Наверное, не больше
тринадцати. Аккуратно, по-хозяйски наливает она моло-
ко в миску — как бы не разлить.
Посмотри, как прекрасны в картине и природа при за-
кате солнца, и эта девочка в светлом платьице, которое
лучами солнца превращено в сверкающий яркий наряд.
И распаханная сочная земля, и небо, и даже каждая тра-
винка.
(И. Ракша)
составьте план минимум 6 пунктов
1. Описание картины и её элементов.
- Теплый закатный вечер, высокое небо, бескрайняя пашня.
- Трактористы и девочка рядом с трактором.
- Старший тракторист отрезает куски хлеба, его выгоревшая фуражка указывает на то, что он был фронтовиком.
- Подросток лежит на траве и ожидает, когда нальют ему молока.
- Девочка, возможно, около тринадцати лет, аккуратно наливает молоко в миску.
- Описание прекрасной природы на закате солнца и девочки в светлом платье, которое сверкает от лучей солнца. Распаханная земля и яркое небо.
2. Обращение к школьнику, фактический вопрос: Сколько лет, по твоему мнению, этой девочке?
3. Постановка гипотезы о возрасте девочки:
- Она выглядит аккуратной и взрослой в своих действиях, поэтому возможно, ей меньше тринадцати лет.
- Описания яркого светлого платья проявляются как метафора, поэтому возможно, это указывает на её молодость и нежность.
- Она аккуратно наливает молоко в миску, так как ей важно его не разлить, что может означать, что она ещё не совсем взрослая и не имеет опыта обращения с наливанием жидкости.
4. Обоснование гипотезы о возрасте девочки:
- Описания её действий и манеры наливания молока указывают на то, что она бережлива и осторожна, что часто свойственно детям-подросткам.
- Учитывая описание и окружение, возраст девочки можно оценить примерно в тринадцать лет, так как это время, когда дети уже начинают проявлять заботу и ответственность.
5. Вывод:
- Судя по описанию картины и поведения девочки, её возраст можно оценить примерно в тринадцать лет.
6. Рефлексия и обращение к школьнику:
- Как ты думаешь, почему художник изобразил девочку именно так и какой смысл вложил в её образ?
- Что тебе ещё привлекательно или интересно в описании картинки, и почему?