Вопрос 1 Прочитайте отрывок из повести БауыржанаМомышулы «История одной ночи».Как понимаете значение следующих слов Т. Тулегенова: «Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан»?
[1 б.].
Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
- Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, - бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, ТулегенТохтаров».
Вопрос 4
Напишите творческую работу [6 б.].
Напишите творческую работу (рассуждение, повествование или описание), представляя себя на месте одного из героев данного произведения. Опишите собственные ощущения, используя эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, сравнения, фразеологизмы, олицетворения, также сложные предложения, выражающие условные, уступительные, сравнительные, сопоставительные отношения.
Дескриптор
создает творческую работу; 1 б.
представляет себя в предлагаемой ситуации; 1 б.
соблюдает орфографические и пунктуационные нормы языка; 2 б.
использует эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, сравнений, фразеологизмы и олицетворения. 1 б.
использует сложные предложения, выражающие условные, уступительные, сравнительные, сопоставительные отношения. 1 б.