Викторина по родному языку
1. Отгадайте загадки.
1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы?
2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят.
2.Исправьте ошибки.
1.Заниматься ему ничего не мешало.
2.Обоими руками, обеих концов.
3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.
4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.
5. Вдали показалась стая уток и зайцев.
6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.
7.В пустыне многие животные бросаются в спячку.
8.Он стоял и лязгал глазами.
3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?
К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок?
4.Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже
Те перья поднимите, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, под ними те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
5.Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться .Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
6.Кто быстрее, кто больше?
Составить слова из слова Сообразительность
Образ, рост и т.д.
Или Скоросшиватель
Вошь, Тело и т.д.
7. Назовите слово по его лексическому значению ( это задание оценивается отдельно)
1.Место стоянки судов
2.Глава государства
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин
4.Человек, совершивший подвиг
5.Руководитель предприятия
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира
9.Больной, лечащийся у врача
10.Титул древнеегипетских царей
11.Группа морских островов
12.Песчаный наносной холм в пустынях
13.Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время
14.Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов
15.Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента
16. Смотр войск
17.Вещь, хранимая как память о часто не имеющая ценностей в денежном выражении
18.Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха
19.Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений
20.Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам
21.Дарование, выдающие данные природой
22.Устное народное творчество
23. Машина для уборки хлеба
24.Место на реке, где её можно перейти
25.Общая часть родственных слов
26.Отверстие вулкана
27.Место, где скрещиваются улицы
28.Часть слова, стоящая за корнем
29.Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд
30.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи
31.Верблюды, идущие в пустыне друг за другом
32.Научный опыт
33.Научное справочное пособие
34.Раздел науки о языке, изучающий части речи
35.Герой русских былин
36.Военнослужащий, стоящий на посту )
37.Команда, личный состав танка, самолёта, корабля
38.Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах
39.Землеройная машина
40.Струю жидкости, бьющая вверх
41.Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах
42.Порядок, обязательный для всех
8. Игра «Переводчик»
1. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекцию. Караульный спрятался под кровлей здания.
2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных) антонимами.
Наступает летнее утро.
Юноша бодро шагает по широкой дороге.
10. Задание:
замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:
-денег куры не клюют,
-на все руки мастер,
-водить за нос
-заруби себе на носу
-это рукой подать,
-от корки до корки,
-держать язык за зубами,
-делать из мухи слона.
11. Определить род несклоняемых имен существительных:
Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.