Великому Царю и Государю русскому, императору Петру I случилось однажды беседовать с королём немецким. Государи разговорились о том, чьи солдаты лучше знают службу и военную дисциплину. Король отстаивал своих и уверяя, что солдаты его, как издавна привыкшие к военному порядку, должны быть лучше русских, которые в то время только что набраны из крестьян, недавно обучены, а потому-де и не могли ещё свыкнуться с воинской службой так, как его королевские, старые солдаты.
- Не спорю, - сказал Государь королю, - что мои новобранцы в чём-нибудь уступят вашим гренадёрам, да спорю вот о чём: доблесть военная – слепое, безответное послушание; солдату скажешь: делай то, - он делает; полезай туда-то, - он лезет, без думы, без оглядки; знает, что за голову его отвечает тот, кто его послал, а самому ему об этом беспокоиться нечего. Так в этом-то деле мои молодцы за пояс заткнут кого угодно.
- Нет, - отвечал король, - и в послушании мои не уступят вашим: я в них уверен.
- А коли так, ваше величество, - сказал император, - сделаемте сейчас опыт, да только вот какой: позовите вы на выдержку солдата своего из караула да прикажите ему выскочить вот из этого окна; а там я позову своего и велю ему сделать то же; посмотрим что будет!
Король согласился, велел позвать своего солдата и приказал ему выскочить в окно. Окно было в третьем жилье (этаже). Солдат глянул и стал отпрашиваться помилования. А когда король настаивал, то солдат позволения сходить наперёд домой со своими: «Уж я, - говорит, - их больше не увижу». Король похвалил его за послушание и отпустил.
Затем Государь наш позвал гренадера с гауптвахты. Гренадер вошёл.
- Здорово, товарищ!
- Здравия желаю вашему императорскому величеству!
- Подойди сюда!
Гренадер подошёл.
- Прыгай сейчас в окно, да с разбегу!
- В которое прикажете, ваше величество, в это?
- Да, в это!
И гренадер в один миг вскочил уже на подоконник, перекрестился и ринулся головою вперёд так, что Государь едва успел ухватить его за полы.
Государь обнял его, одарил и отпустил; а король плечами и сказал:
- Завидую вам, Государь, что у вас такие солдаты изложение этого текста