Вариант №4
Задание №2
(1)Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно всё потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали.
(3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение.(5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. (6) Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль. (По Обручеву В.)
Укажите варианты ответов, в которых представлены сложноподчинённые предложения.
1) Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно всё потонуло в молоке.
2) Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали.
3) Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение.
4) Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
5) Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль.
Задание №3
Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В раскопках под Новгородом (1) которые велись в продолжение десяти лет (2) были найдены сверхинтересные (3) берестяные грамоты (4) свидетельствующие о том (5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма (6) подтверждая тем самым факт (7) что Русь была страной (8) высокой и прекрасной письменной культуры.
Задание №4
Синтаксический анализ. Замените словосочетание «подруга мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание №5
Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОДОБРЕНА (заявка) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
2) БЕСЧИСЛЕННЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
3) ПОДРОВНЯТЬ (волосы) – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) несколько вкусных ГРУШ – на конце имени существительного 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (не понимает) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при приставки ПО- и суффикса -И.
Сейчас мы рассмотрим вопросы по анализу текста и орфографии.
Начнем с задания №2, где нам нужно указать варианты ответов, в которых представлены сложноподчиненные предложения. Чтобы определить сложноподчиненное предложение нужно найти в нем союзы и понять, что они связывают подчиненную и главную части предложения.
В первом предложении (1) "Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно всё потонуло в молоке", союз "что" связывает возможно 3 подчиненные части "туман сгустился так", "в десяти шагах ничего не было видно" и "словно всё потонуло в молоке", поэтому это сложноподчиненное предложение.
В предложении (2) "Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали" имеются две простые части, связанные союзом "и", поэтому это простое предложение.
В предложении (3) "Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение" также есть две простые части, связанные союзом "и", поэтому это простое предложение.
В предложении (4) "Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону" имеются множество простых частей, связанных союзами "и" и "чтобы", поэтому это сложноподчиненное предложение.
В предложении (5) "Солнце, которое светило с полудня, хотя и с перерывами, к вечеру скрылось в пелене тумана, надвинувшегося на корабль" имеется простая часть с уточняющим придаточным предложением с союзом "которое", поэтому это сложноподчиненное предложение.
Теперь перейдем к заданию №3, где нам нужно расставить знаки препинания в предложении: укажите номера мест, где они должны стоять.
В предложении "В раскопках под Новгородом которые велись в продолжение десяти лет были найдены сверхинтересные берестяные грамоты свидетельствующие о том что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма подтверждая тем самым факт что Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры" знаки препинания надо расставить после "Новгородом (1)", "лет (2)", "грамоты (4)", "народами (6)", "прекрасной (8)". Таким образом, предложение будет выглядеть так: "В раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные берестяные грамоты, свидетельствующие о том, что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма, подтверждая тем самым факт, что Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры."
Перейдем к заданию №4, где нужно заменить словосочетание "подруга мамы" синонимичным словосочетанием со связью согласование. Синонимичным словосочетанием будет "маминая подруга".
И наконец, перейдем к заданию №5, где нужно указать верное объяснение написания выделенного слова.
Вариант 1) объяснение верно, так как в краткой форме имени прилагательного "одобрен" пишется столько же "н", сколько и в полной форме.
Вариант 2) объяснение неверно, так как на конце приставки перед буквой "ч", обозначающей глухой согласный звук, не пишется буква "с".
Вариант 3) объяснение неверно, так как написание безударной чередующейся гласной в корне слова не зависит от лексического значения слова.
Вариант 4) объяснение верно, так как на конце имени существительного 2-го склонения после шипящего "ш" буква "ь" не пишется.
Вариант 5) объяснение неверное, так как наречие пишется через дефис не потому, что оно образовано от основы имени прилагательного, а потому что это подчиненное предложение, введенное причастным оборотом "не понимает".
Таким образом, верные ответы на задание №5 - 1 и 4.
Надеюсь, что ясно и понятно объяснил решение заданий. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать!