Вариант -3 Прочитайте текст и выполните задания: (1) По моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям столетий — нереалистичны. (2)Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации. (З)Ещё не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, а также интенсивных методов земледелия. (4)Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. (5)Но возможно ли осуществить это в мире, где сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? (б)Несомненно, наоборот, необходимы дальнейшая интенсификация и распространение прогрессивных методов на весь мир, на все развивающиеся страны. (7)Нельзя отказаться от всё более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех её отраслях, в том числе и в бактериологии и вирусологии, нейрофизиологии, генетике человека и генохирургии, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательных социальных последствий некоторых из этих исследований. (8)То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т.п. (9) Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного и социального анализа. (10)Нельзя отказаться от всё более широкого использования искусственных материалов, от модернизации всех сторон быта людей. (11)Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы. (12) Нельзя отказаться от строительства всё более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика — одна из основ цивилизации. (13)Я позволю себе вспомнить, что 25 лет назад мне, вместе с моим учителем, лауреатом Нобелевской премии по физике Игорем Евгеньевичем Таммом, довелось стоять у истоков исследований управляемой термоядерной реакции в нашей стране. (14)Сейчас эти работы приобрели огромный размах, исследуются самые различные направления, от классических схем магнитной термоизоляции до методов с использованием лазеров. (15) Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приёма сигналов от внеземных цивилизаций — шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными. (16) Я назвал только некоторые примеры, их можно умножить. (17)В действительности все главные стороны прогресса, несомненно, тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить всё здание цивилизации; прогресс неделим. (18)Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы. (19)Недооценка этих факторов может привести к извращению путей прогресса или даже к его прекращению, к застою. (20) Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. (А. Сахаров) Часть 1 Запишите Ваш ответ справа от номера задания. Задания выполняйте по порядку, в случае затруднения поставьте тире (например:1-) 1. Укажите, из каких единиц языка состоит данный текст 2. Укажите стиль и тип данного текста 3.Из 18 предложения выпишите слова, имеющие в своем составе разное количество букв и звуков 4. Из предложения 1 выпишите слово, образованное бессуффиксным Из предложений 3-5 выпишите все союзы. 6.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКИХ ПОПЫТОК (предложение 15). 7.Из восьмого предложения выпишите устойчивые словосочетания 8.В 20 предложении укажите части речи, входящие в его состав 9.Затранскрибируйте 20 предложение ответы к заданиям 10-13 запишите цифрами. 10. Среди предложений 6-11 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого сложного предложения. 11. Среди предложений 1-11 найдите простое предложение, осложнённое обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. 12. Среди предложений 1-13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения. 13. Среди предложений 12-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.
2. Стиль текста - научно-популярный, тип текста - аргументативный.
3. Слова с разным количеством букв и звуков: научно-технического, прогресса, гибель, прекращение, урбанизацию, патриархальности, возрождению, осуществить, миллионов, страдают, наоборот, недооценка, извращению, возможен, безопасен.
4. Бессуффиксное слово из предложения 1 - прогресс.
5. Союзы из предложений 3-5: но (3, 4, 5), к (4, 5), и (5).
6. Тип подчинительной связи в словосочетании "таких попыток" (предложение 15) - причинно-следственная.
7. Устойчивые словосочетания из восьмого предложения: дальнейшая интенсификация, распространение, прогрессивные методы, развивающиеся страны.
8. Части речи входящие в 20 предложение: местоимение (нельзя), предлог (от), местоимение (всё), прилагательное (более), глаголы (широкого, использования).
9. Затранскрибируйте 20 предложение: "Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума" - [praˈgrʲes vəzˈmoʂɨn i bʲɪzɐˈpasɨn lʲiʂ pəd kənˈtroʲlʲem rəˈzuːmə].
10. Сложное предложение с односоставным безличным из предложений 6-11 отсутствует.
11. Простое предложение, осложненное обособленным распространенным определением, из предложений 1-11 отсутствует.
12. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным из предложений 1-13 отсутствует.
13. Предложение, связанное с предыдущим с союзом и формой слова, из предложений 12-19 отсутствует.