ВАРИАНТ 22
(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно, словно промелькнувшая за окном золотая птицы.
(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать.
(5) Однажды он принес маленькую, выкопанную с корнем березу.
– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – с Рувим.
– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – (11) ответил Ваня. – (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.
(13)Мы принесли ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него березку. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.
(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
(20) Комнатная теплота не березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.
(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке зеленую листву на березе.
– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных солей.
(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили. (По рассказу К.Паустовского)
1. Укажите тип речи, использованный в предложениях 25 – 27.
2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?
3. Укажите причину постановки запятой в предложении 5.
4. Каким членом предложения является слово огорчены в предложении 22?
5. Укажите средства художественной выразительности в предложении 14.
6. Какой художественный прием использует автор для усиления выразительности речи в предложении 19?
7. Выпишите разряд местоимения её (из предложения 9): личное; притяжательное; определительное; указательное, относительное.
8. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова осыпавшихся.
9. Среди предложений 1 – 3 укажите предложение с причастным оборотом.
10. Из предложений 1 – 2 выпишите краткое причастие.
11. Из предложения 8 выпишите относительное прилагательное.
12. Из предложений 13 – 14 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.
13. Из предложений 23 – 24 выпишите притяжательное местоимение.
14. Среди предложений 16 – 18 укажите сложное предложение.
15. Среди предложений 6 – 12 укажите предложение с обращением.