ВАРИАНТ 2 Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при цифр.
1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?
2. Придаточное отвечает на вопросы падежей.
3. Придаточные присоединяются к главному предложению с средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.
4. Относятся к именам существительным.
5. Придаточные присоединяются к главному при союзных слов.
6. Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.
7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.
8.Придаточное относится к контактному слову. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.
9. Придаточные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.
10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.
| Признак | Придаточное определительное предложение | Придаточное изъяснительное предложение |
| -------- | --------------------------------------- | -------------------------------------- |
| 1 | Отвечают на вопросы какой? какая? какое? | |
| 2 | | Придаточное отвечает на вопросы падежей |
| 3 | Придаточные присоединяются к главному предложению с средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза | |
| 4 | Относятся к именам существительным | |
| 5 | | Придаточные присоединяются к главному при союзных слов |
| 6 | | Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния |
| 7 | | Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся |
| 8 | | Придаточное относится к контактному слову. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи |
| 9 | | Придаточные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом |
| 10 | | Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине |
Таким образом, в таблице приведены распределенные признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в соответствие с приведенными цифрами и описаниями. Это поможет школьнику легче запомнить и понять различия между этими типами придаточных предложений.