вариант
1. расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите вид придаточных предложений, составьте схемы 1-4 предложений.
а. днем в доме где я живу идет привычная жизнь. (к.паустовский)
б.дерево валят туда куда оно нагнулось. (пословица)
в. предположим что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут. (м.булгаков)
г. пьер замахал руками и головой как будто комары или пчелы напали на него. (л.толстой)
д. ямщикам подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимания сторожей. (а.пушкин)
е. хотя королек небольшая птица летает он быстро и достаточно высоко. (г.скребицкий)
ж. голос сердца чаще всего мы слышим в юности когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (к.паустовский)
з. молча с грушницким спустились мы с горы и пошли по бульвару мимо окон дома где скрылась наша красавица. (м.лермонтов)
2. найдите сложноподчиненное предложение.
а. дождь хлестал весь день, однако к утру совсем утих.
б. мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
в. аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
г. кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
3. сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. составьте из двух простых предложений сложное с придаточным определительным
деревья росли около пруда. пруд издалека казался нам черным зеркалом.
5. составьте предложение по схеме: том], (что…); укажите вид придаточного.
6. определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении.
пока командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
а. придаточное сравнительное
б. придаточное условия
в. придаточное времени
7. найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным уступительным.
а. берег, что открылся нашему взору, не поражал ни рельефом, ни богатой растительностью.
б. хотя была глухая ночь, маленький городок не спал, возбужденный последними событиями.
в. они заперли за собой дверь, чтобы задержать толпу, в течение ночи прибывавшую к дому пострадавших.
8. закончите предложение, определите вид придаточного.
собравшимся сказали, куда…..
выполните тестовое .
1.в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
на конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается трудной для исполнения.
1) 1,2,4 3) 2,3
2) 2 4) 2, 4
2.в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
передо мной было большое круглое болото (1) занесённое снегом (2) из-под белой пелены (3) которого (4) торчали редкие кочки.
1) 1, 3 3) 1, 2, 3
2) 1,2 4) 2,4
3. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём.
1) 1,3 3) 2,3,4
2) 1,2,4 4) 1,4
Обоснование: В данном предложении нужно расставить запятые для обозначения обстоятельства места "в доме, где я живу" и обозначения придаточного предложения "где я живу". Грамматическая основа предложения - "в доме идет жизнь".
Схема: 1 - Днем в доме, 2 - где я живу, 3 - идет привычная жизнь.
б. Дерево валят туда, куда оно нагнулось.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятые для обозначения придаточного предложения "где оно нагнулось" и обозначения грамматической основы "дерево валят".
Схема: 1 - Дерево, 2 - где оно нагнулось, 3 - валят туда.
в. Предположим, что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятую перед придаточным предложением "что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут" и обозначить грамматическую основу "Предположим, я тратил".
Схема: 1 - Предположим, 2 - что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут.
г. Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятые для обозначения обстоятельства образа действия "руками и головой" и обозначения придаточного предложения "как будто комары или пчелы напали на него". Грамматическая основа предложения - "Пьер замахал".
Схема: 1 - Пьер, 2 - замахал руками и головой, 3 - как будто комары или пчелы напали на него.
д. Ямщикам подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятую перед придаточным предложением "чтобы звон не привлек внимания сторожей" и обозначить грамматическую основу "Ямщикам подвязали колокольчики".
Схема: 1 - Ямщикам, 2 - подвязали колокольчики, 3 - чтобы звон не привлек внимания сторожей.
е. Хотя королек, небольшая птица, летает он быстро и достаточно высоко.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятые, чтобы обозначить обстоятельство условия "хотя королек" и обстоятельство места "небольшая птица" и обозначить грамматическую основу "летает".
Схема: 1 - Хотя королек, 2 - небольшая птица, 3 - летает, 4 - он быстро и достаточно высоко.
ж. Голос сердца, чаще всего мы слышим в юности, когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятые для обозначения обстоятельства времени "в юности" и обозначения придаточного предложения "когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств". Грамматическая основа предложения - "Голос сердца мы слышим".
Схема: 1 - Голос сердца, 2 - мы слышим, 3 - в юности, 4 - когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств.
з. Молча с Грушницким спустились мы с горы и пошли по бульвару мимо окон дома, где скрылась наша красавица.
Обоснование: В данном предложении нужно поставить запятые для обозначения обстоятельства образа действия "молча с Грушницким" и обстоятельства места "по бульвару мимо окон дома" и обозначить грамматическую основу "спустились мы с горы и пошли".
Схема: 1 - Молча с Грушницким, 2 - спустились мы с горы и пошли, 3 - по бульвару мимо окон дома, 4 - где скрылась наша красавица.
2. Сложноподчиненное предложение:
а. Дождь хлестал весь день, однако к утру совсем утих.
Обоснование: В данном предложении есть союз "однако", который связывает две самостоятельных предложения и показывает противопоставление.
Первое самостоятельное предложение: Дождь хлестал весь день.
Второе самостоятельное предложение: К утру совсем утих.
4. Составление сложного предложения с придаточным определительным:
Деревья, которые росли около пруда, издалека казалось нам черным зеркалом.
Обоснование: В данном предложении нужно объединить два простых предложения "Деревья росли около пруда" и "пруд издалека казался нам черным зеркалом" при помощи придаточного определительного предложения "которые росли около пруда", которое указывает на определенные деревья.
Схема: (Деревья - главное предложение) + которые росли около пруда, издалека казалось нам черным зеркалом.
5. Предложение по схеме: Том], (что…)
Том хотел поехать в летний лагерь], (что доставило ему много радости).
Обоснование: В данном предложении есть союз "что", который связывает главное предложение "Том хотел поехать в летний лагерь" и придаточное предложение "что доставило ему много радости".
Вид придаточного: Придаточное дополнительное.
6. Вид придаточного обстоятельственного:
Пока командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
Обоснование: В данном предложении есть обстоятельство времени "пока" перед придаточным предложением "командир не робеет".
Вид придаточного: Придаточное условия.
7. Сложноподчиненное с придаточным уступительным:
б. Хотя была глухая ночь, маленький городок не спал, возбужденный последними событиями.
Обоснование: В данном предложении есть союз "хотя", который связывает две самостоятельных предложения и показывает противопоставление.
Первое самостоятельное предложение: Была глухая ночь.
Второе сам