Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Затопив в землянке печурку, Полина сварила чай и, как только стемнело, легла спать. (2) Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. (3) Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке. (4) Вот-вот откроется дверь – и войдут чужие люди. (5) Потом поднимала голову, прислушивалась.(6) Оказывается, это похрустывало сено под её телом. (7) В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна, а в зимнее время и ничто ей не грозит. (8) Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. (9) Она уснула крепко без сновидений всю ночь напролёт.
(10) С рассветом Поля встала на лыжи, пошла дальше.(11) Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. (12) Посидит где- то на валежнике, похрустит сухарями – и снова в путь.
(13) Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. (14) День выдался светлее вчерашнего. (15) Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. (16) Виднее становились и затёсы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути.
Грамматическое задание
1. Из предложений 1–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия».
2. Из предложений 9-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
3. Из предложений 3-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полной форме».
4. Из предложений 11-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях времени пишется НН».
5. Замените слово излишне в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом.
6. Замените словосочетание «зимнее время» (предложение7), построенное на основе согласования, сочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
7. Замените словосочетание «шла легко» (предложение 11), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
10. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. Среди предложений 10-14 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 2-7 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. ответ запишите цифрой.
14. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. ответ запишите цифрой.
15. а) Среди предложений 13-16 найдите сложносочиненное предложение. ответ запишите цифрой.
б) среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение. ответ запишите цифрой.
в) среди предложений 13-16 найдите сложноподчиненное предложение. ответ запишите цифрой. Укажите вид придаточного.
16. Прочитайте предложения. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Раннее утро – самый волнительный (1) загадочный и удивительный момент. Заря медленно разгорается на востоке(2) ширится (3) набирает силу. Туман (4) низко расстилающийся по равнине (5) собирается в небольшие прозрачные сгустки (6) и постепенно растворяется (7) страшась первых лучей восходящего солнца.
17.Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное в
предложении 15?
2. В предложении 9 слово "улетучились" содержит приставку "у-", которая зависит от глухости-звонкости последующего согласного "т".
3. В предложении 4 слово "ничто" содержит суффикс "-то" после корня "нич", что соответствует правилу: "В кратких прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полной форме".
4. В предложении 14 слово "светились" содержит суффикс "-ся", которое в полных страдательных причастиях времени пишется с двумя буквами "Н".
5. В предложении 11 слово "мешкала" можно заменить на стилистически нейтральное синонимичное слово "задерживалась".
6. В предложении 7 словосочетание "зимнее время" можно заменить сочетанием со связью примыкание "зима".
7. В предложении 11 словосочетание "шла легко" можно заменить на синонимичное словосочетание со связью управление "легко передвигалась".
8. Грамматическая основа предложения 5 - это сказуемое "светилось".
9. Грамматическая основа предложения 2 - это сказуемое "спала".
10. Предложение 3 содержит обособленное обстоятельство, выделенное запятыми: "Всё казалось, что кто-то крадётся к землянке."
11. Предложение 11 содержит обособленное определение, выделенное запятыми: "Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках."
12. В предложении 3 присутствует вводное слово "потом", выделенное запятыми.
13. В предложении 15 одна грамматическая основа - это сказуемое "стали".
14. В предложении 16 тоже одна грамматическая основа - это сказуемое "виднее".
15. а) Сложносочиненного предложения среди предложений 13-16 нет.
б) Сложноподчиненного предложения среди предложений 1-7 нет.
в) Сложноподчиненного предложения среди предложений 13-16 нет.
16. Запятые в предложениях должны стоять после следующих цифр: 1, 3, 5, 6.
17. В предложении 15 использовано изобразительно-выразительное средство - сравнение.