В каких значениях используется в тексте выражение «культура народа уходит корнями вглубь веков»? Гани Иляев был художником и исследователем, который одним из первых начал собирать и систематизировать казахские народные орнаменты. В его коллекции около 5 тыс. уникальных образцов, которые он запечатлел во время экспедиций в отдаленные аулы. Гани Иляев выискивал национальные узоры и орнаменты, которыми казахи издревле украшали предметы быта. Часть орнаментов мастера хранится в Музее изобразительных искусств ЮКО, музее художественного колледжа им. А. Кастеева, в галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и частных коллекциях.
На выставке, приуроченной к 100-летию казахстанского художника, было представлено 28 оригинальных работ мастера из фонда Музея изобразительных искусств Шымкента. А по соседству размещены картины его сына Султана, внуков и правнуков художника – Арсена, Дамира, Алдияра, Эльмиры и Хабибуллы, который, как и его знаменитый прадед, любит рисовать орнаменты.
Свою судьбу Гани Иляев, родившийся в Ташкенте, с Южным Казахстаном связал после окончания художественно-педагогического техникума. Вместе с Мажитом Бараисовым они приехали в Чимкент, развернув бурную деятельность: создавали первую в городе художественную школу, организовывали выставки, стараясь приобщить как можно больше горожан к изобразительному искусству.
– Сейчас мы понимаем, насколько велик труд, который проделал Гани Иляев не только как художник, но и как ученый, – говорит секретарь Союза художников РК, искусствовед, президент национальной секции международной ассоциации художественных критиков AICA при ЮНЕСКО Кульжазира Мукажанова. – Я была с ним знакома и могу утверждать, что он всегда болел за народное искусство, повторяя, что культура народа уходит корнями вглубь веков. Как можно постичь эту историю, культуру, духовное богатство? Через предметы народного искусства, а еще конкретнее – через орнамент, потому что язык узора как раз и позволяет понять душу народа, его стремление к красоте. За каждым узором – национальная история. У всех народов есть свой орнамент, ведь в этих абстрактных символах заложена или, как любил повторять Гани Иляев, закодирована народная мудрость.
................................