Упражнение 4.
Запишите предложения в такой последовательности: - с двумя рядами однородных членов; - с тремя рядами однородных членов; - все остальные.
Укажите стилистические фигуры, встречающиеся в данных предложениях.
Аромат воздуха – нет возможности передать. Млеющий, он бросает в лицо то нежный запах фиалок, то травы, то потянет сосной, ландышем, заберется далеко внутрь в самую глубину сердца, вольет в него радость чудного дня, освежит, разгладит складки души и заставит и внутри в себе прибраться в тон этой майской природе. (Гарин-Михайловский)
Пред нею зыблются, шумят великолепные дубравы, аллеи пальм и лес лавровый, и благовонных миртов ряд, и кедров гордые вершины, и золотые апельсины. (А.Пушкин) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду. За тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пройду.
Упражнение 5.
Выпишите три предложения с метафорами в причастном обороте.
И старый клен, о лете сожалея, Чуть шелестит, не в силах спрятать грусть. (Васильев)
Сентябрь идет не втихомолку. И словно сброшена с плеча у кленов, вышедших к багрово- алая парча. (Прокофьев)
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины. (Тютчев)
Стрела шоссе летит сквозь город, проулками оперена. (Савельев)
Упражнение 6.
Выпишите три предложения с деепричастным оборотом, рас развернутую метафору.
Весна! Весна! Как высоко на крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака. (Баратынский)
С каждым утром сильнее мороз, в белом пламени клонится куст леденящих ослепительных роз. (А. Ахматова)
Почти между стволов ползет гроза, расшаркивая тучи всем зигзагом магниевых швов. (Савельев)
Ледоход шумит на солнце, ледоход. Под разгневанным лучом сломался лед. (Васильев)
Иногда соловей, пригорюнясь на ветке, разговаривает вполголоса с тишиной. (Исаковский)
Упражнение 7.
Найдите в текстах риторические во риторические восклицания и риторические обращения. Объясните, для чего они используются.
1) Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться! (И. А. Крылов)
2) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ю. Лермонтов)
3) Земля — владычица! К тебе чело склонил я. (В. Соловьев)
4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение? (М. А. Шолохов)
Выпишите предложения, в которых использовано риторическое обращение.
1) Клён ты мой опавший, Клён заледенелый! Что стоишь, согнувшись, Под метелью белой? (С.Есенин)
2) Ох, лето красное! Любил бы я тебя… (А.Пушкин)
3) Рассказала Даша и про ягоды, и про плавание. Дедушка туча-тучей, она его успокаивает: - Дедушка, всё ведь хорошо кончилось. Даже лодка нашлась. (В.Бахревский)
4) Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… (Ф.Тютчев)
5) Соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: - Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать. (А.Солженицын)
6) Какими шелками расшила тебя, Алтай, щедрая природа-мать! (Пермитин Е.)
7) – Дай же отряхнуться, папаша, -говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, -я тебя всего запачкаю… (Тургенев И.)