Упражнение 4. Раскройте скобки, выберите подходящее активное или пассивное причастие, запишите его в правильной грамматической форме. 1. Преподаватель подошёл к студенту, (решающий, решаемый) задачу. 2. Много работают учёные и инженеры, (создающий, создаваемый) машины для полёта в космос. 3. (Создавший, созданный) Ломоносовым химическая лаборатория была первой в России. 4. Профессор руководит работой, (выполняющий, выполняемый) аспирантами. 5. Сегодня мы смотрели фильм, (создавший, созданный) студентами театрального института. Упражнение 5. Вставьте активное или пассивное причастие в правильной грамматической форме. 1. Менделеев, (изучавший, изученный) в институте физику и химию, интересовался также литературой и музыкой. 2. Ученый, (написавший, написанный) интересные научные работы решить важную проблему. 3. Имя учёного, (открывший, открытый) периодический закон химических элементов, знает весь мир. 4. Периодический закон, (открывший, открытый) Менделеевым, используется не только в химии, но и в других науках. 5. В упражнениях, (сделавший, сделанные) этим студентом, много ошибок.6. Из (читающий, прочитанный) текста я узнал о жизни великого русского учёного М. В. Ломоносова. 7. Мой маленький брат доволен подарком, (купивший, купленный) тобой. 8. За новыми, (построивший, построенный) недавно, домами находятся большие сады. 9. О лекциях, успешно (читаемый, прочитанные) студентами пятого курса, говорили на собрании. Упражнение 6. Продолжите предложения. Определите вид и время причастий в предложении. 1) Иностранный курсант, выучивший много стихов русских поэтов, ... 2) Спортсмены, победившие на городских соревнованиях, ... 3) Преподаватель, нёсший стопку книг, ... 4) Молодые люди, всю ночь учившие экзаменационные билеты, ... 5) Курсанты, вовремя сдавшие лабораторные работы, ... 6) Профессор, работавший в медицинском колледже, ... 7) Девушка, приехавшая из другой страны, ... Упражнение 7. Продолжите предложения. Определите вид и время причастий в предложении. 1) Быстро решаемая задача ... 2) Часто повторяемая людьми пословица ... 3) Производимые на заводе аппараты ... 4) Проверяемые преподавателем задания ... 5) Исследуемая учёными проблема ...
Упражнение 4.
Подходящее активное или пассивное причастие в правильной грамматической форме:
1. Преподаватель подошёл к студенту, решающЕМУ задачу.
2. Много работают учёные и инженеры, создающИЕ машины для полёта в космос.
3. СозданнАЯ Ломоносовым химическая лаборатория была первой в России.
4. Профессор руководит работой, выполняемОЙ аспирантами.
5. Сегодня мы смотрели фильм, созданнЫЙ студентами театрального института.
__
Упражнение 5.
Активное или пассивное причастие в правильной грамматической форме:
1. Менделеев, изучавшИЙ в институте физику и химию, интересовался также литературой и музыкой.
2. Ученый, написавшИЙ интересные научные работы решить важную проблему.
3. Имя учёного, открывшЕГО периодический закон химических элементов, знает весь мир.
4. Периодический закон, открытЫЙ Менделеевым, используется не только в химии, но и в других науках.
5. В упражнениях, сделаннЫХ этим студентом, много ошибок.
6. Из прочитаннОГО текста я узнал о жизни великого русского учёного М. В. Ломоносова.
7. Мой маленький брат доволен подарком, купленнЫМ тобой.
8. За новыми, построеннЫМИ недавно, домами находятся большие сады.
9. О лекциях, успешно читаемЫХ студентами пятого курса, говорили на собрании.
__
Упражнение 6.
Продолжение предложений (+ вид и время причастий)
1) Иностранный курсант, выучивший много стихов русских поэтов, получил грамоту. (соверш. вид вр.)
2) Спортсмены, победившие на городских соревнованиях, вышли в полуфинал. (соверш. вид вр.)
3) Преподаватель, нёсший стопку книг, искоса взглянул на проходившего студента. (несоверш. вид вр.)
4) Молодые люди, всю ночь учившие экзаменационные билеты, засыпали на парах. (несоверш. вид вр.)
5) Курсанты, вовремя сдавшие лабораторные работы, получили зачёт по предмету. (соверш. вид вр.)
6) Профессор, работавший в медицинском колледже, был приглашен в институт. (несоверш. вид вр.)
7) Девушка, приехавшая из другой страны, хорошо выучила русский язык. (соверш. вид вр.)
__
Упражнение 7.
Продолжение предложений (+ вид и время причастий)
1) Быстро решаемая задача оценивается в (несоверш. вид, наст. вр.)
2) Часто повторяемая людьми пословица понятна даже детям. (несоверш. вид, наст. вр.)
3) Производимые на заводе аппараты были отличного качества.
(несоверш. вид, наст. вр.)
4) Проверяемые преподавателем задания студенты выполняли особо тщательно. (несоверш. вид, наст. вр.)
5) Исследуемая учёными проблема занимала умы физиков всего мира. (несоверш. вид, наст. вр.)