Упражнение 10. Допишите пословицы, вставляя вместо точек антонимы в нуж- ной форме.
pH
1. У мудрого человека ... уши и
уши и ... Язык.
2. Не отведав горького, не ... . (отведать — попробовать).
3. ...земля ...
рук не любит.
4. Ученый водит, а... .
5. Лучше ... чем .
6. На ... стороне и сухарь на здоровье, а на ... и мясо не впрок
(впрок — пайдасы жок).
7. Иди ..., а оглядывайся ... .
8. Кто хочет ... знать, тому надо ... спать.
Обоснование: Эта пословица означает, что мудрый человек больше слушает, чем говорит. Уши указывают на способность слушать и усваивать информацию, а язык указывает на способность говорить и выражать свои мысли.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "широкие", так как антонимом к "узкие" является "широкие".
- Заменяем точки словом "узкий", так как антонимом к "широкий" является "узкий".
- Пишем предложение: "У мудрого человека широкие уши и узкий язык."
2. Не отведав горького, не поймешь сладкого.
Обоснование: Эта пословица означает, что чтобы понять и оценить что-то хорошее, нужно сначала попробовать что-то плохое или неприятное.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "отведав", так как антонимом к "попробовать" является "отведав".
- Пишем предложение: "Не отведав горького, не поймешь сладкого."
3. Любая земля без плодородных рук не любит.
Обоснование: Эта пословица говорит о том, что только благодаря усилиям и труду людей земля может приносить плоды.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "плодородных", так как антонимом к "бесплодных" является "плодородных".
- Заменяем точки словом "рук", так как антонимом к "без" является "рук".
- Пишем предложение: "Любая земля без плодородных рук не любит."
4. Ученый водит, а глупый следует.
Обоснование: Эта пословица передает мысль о том, что ученые или разумные люди руководят и принимают решения, в то время как глупые люди просто следуют за другими.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "глупый", так как антонимом к "ученый" является "глупый".
- Заменяем точки словом "следует", так как антонимом к "водит" является "следует".
- Пишем предложение: "Ученый водит, а глупый следует."
5. Лучше все, чем ничего.
Обоснование: Эта пословица говорит о том, что иметь что-то, даже если это не совершенно, лучше, чем не иметь ничего.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "все", так как антонимом к "ничего" является "все".
- Пишем предложение: "Лучше все, чем ничего."
6. На голой стороне и сухарь на здоровье, а на сытой и мясо не впрок.
Обоснование: Эта пословица говорит о том, что когда у человека много, он не может полностью оценить или воспользоваться дополнительными вещами или возможностями.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "голой", так как антонимом к "сытой" является "голой".
- Заменяем точки словом "сытой", так как антонимом к "голой" является "сытой".
- Пишем предложение: "На голой стороне и сухарь на здоровье, а на сытой и мясо не впрок."
7. Иди вперед, а оглядывайся назад.
Обоснование: Эта пословица говорит о том, что человек должен двигаться вперед, но не должен забывать о своем прошлом и накопленном опыте.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "назад", так как антонимом к "вперед" является "назад".
- Пишем предложение: "Иди вперед, а оглядывайся назад."
8. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Обоснование: Эта пословица говорит о том, что чтобы достичь большого знаний, нужно посвящать много времени на учебу и изучение новых вещей, а не тратить его на сон.
Шаги решения:
- Заменяем точки словом "много", так как антонимом к "мало" является "много".
- Заменяем точки словом "мало", так как антонимом к "много" является "мало".
- Пишем предложение: "Кто хочет много знать, тому надо мало спать."