Упражнение 1. Запишите предложения, подчеркните дополнения, определите выражения: 1. Он посмотрел на хромого.
2. Все обратили взгляд на вошедшего.
3. Напиши мне.
4. Советую тебе держать нос по ветру.
5. Надо чаще вспоминать о родителях.
6. Все стали уговаривать ее прочитать.
7. Умножьте четыре на пять.
8. Бабушка посадила анютины глазки.
Упражнение 2. Спишите. Определите какие дополнения являются прямыми, а какие косвенными, подчеркните, подпишите их.
1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
2) Вскоре все увидели виновника шума.
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
4) Пароход ведет с ярмарки четыре баржи.
5) После теплой ясной погоды наступило ненастье.
6) В лесу мы насобирали немного грибов.
7) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
8) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
9) Звонить маме нужно чаще.
сделайте
1. Он посмотрел на хромого.
- подчеркнутое слово "хромого" - дополнение (кого? - хромого), выражение "на хромого" - предложно-падежная конструкция.
2. Все обратили взгляд на вошедшего.
- подчеркнутое слово "вошедшего" - дополнение (кого? - вошедшего), выражение "на вошедшего" - предложно-падежная конструкция.
3. Напиши мне.
- подчеркнутое слово "мне" - дополнение (кому? - мне).
4. Советую тебе держать нос по ветру.
- подчеркнутое слово "тебе" - дополнение (кому? - тебе), выражение "по ветру" - предложно-падежная конструкция.
5. Надо чаще вспоминать о родителях.
- подчеркнутое слово "о родителях" - дополнение (о ком? - о родителях).
6. Все стали уговаривать ее прочитать.
- подчеркнутое слово "ее" - дополнение (кого? - ее), выражение "прочитать" - инфинитивная конструкция.
7. Умножьте четыре на пять.
- подчеркнутое слово "четыре на пять" - дополнение, которое является выражением числового умножения.
8. Бабушка посадила анютины глазки.
- подчеркнутое слово "анютины глазки" - дополнение (что? - анютины глазки), выражение "анютины глазки" - именная группа.
Упражнение 2:
1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
- подчеркнутые слова "сестре" и "с поздравлением" - косвенные дополнения (кому? - сестре, с чем? - с поздравлением), слово "телеграмму" - прямое дополнение (что? - телеграмму).
2) Вскоре все увидели виновника шума.
- подчеркнутое слово "виновника шума" - прямое дополнение (кого? - виновника шума).
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
- подчеркнутые слова "нетрадостных радостей" - прямое дополнение (что? - никаких радостей), выражение "кроме чтения книг" - предложно-падежная конструкция.
4) Пароход ведет с ярмарки четыре баржи.
- подчеркнутое слово "четыре баржи" - прямое дополнение (что? - четыре баржи), выражение "с ярмарки" - предложно-падежная конструкция.
5) После теплой ясной погоды наступило ненастье.
- подчеркнутое слово "ненастье" - прямое дополнение (что? - ненастье), выражение "после теплой ясной погоды" - предложно-падежная конструкция.
6) В лесу мы насобирали немного грибов.
- подчеркнутое слово "немного грибов" - прямое дополнение (что? - немного грибов), выражение "в лесу" - предложно-падежная конструкция.
7) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
- подчеркнутые слова "мошек" и "букашек" - прямые дополнения (что? - мошек, букашек), выражение "в сене" - предложно-падежная конструкция.
8) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.
- подчеркнутое слово "туман, и непогоду" - прямые дополнения (что? - туман, непогоду), выражение "осень поздняя" - именная группа.
9) Звонить маме нужно чаще.
- подчеркнутое слово "маме" - косвенное дополнение (кому? - маме).