Упражнение 1 В данном тексте выделите диалектные слова. Перепишите текст литературным языком
В аккурат после масленицы, в начале марта, прилетат птичка маленька жаворонок. Дак она приносит весну на крылляхсвоих. Давно заведено было встречать этих птиц. Тажно [вроде] по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, поди. Пекли жаворонков из теста, разныпостряпушки. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услыхают первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленька была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню каку-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Упражнение 2
Выделите слова, в употреблении и сочетаемости которых с другими словами произошли исторические изменения. Перепишите, используя современные литературные нормы
1. Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая. 2. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать. 3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. 4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме “Совершенной поварихи”, не мог руководствовать ее в выборе книг. 5. Адрияну лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть. 6. Служанки сбежались, раздели ее, насилу-насилу успели ее успокоить холодной водой и всевозможными спиртами, ее уложили, и она впала в усыпление. 7. – Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей тронутым голосом, – благословляю тебя… (По А.С. Пушкину).
3. Домашнее задание. Напишите небольшое рассуждение о родном языке: попробуйте ответить на вопрос «Зачем необходимо знать русский язык?»
Тема 2. Язык как система. Разделы изучения языка.
Упражнение 1. Заполните таблицу.
Разделы науки о языке Что изучают
Фонетика
Лексика
Фразеология
Морфология
Лексикография
Этимология
Синтаксис
Упражнение 2. Заполните таблицу.
Разделы Единицы языка Уровни
Звуки, фонемы
Морфемы
Слова
Формы и классы слов (части речи)
Предложения и словосочетания
Упражнение 3. Дайте подробное описание единицам языка.
Звук
Буква
Морфема
Слог
Слово
Словосочетание
Предложение
Тема 3. Русский язык история и современность.
Домашнее задание. Подготовьте сообщение по теме: «Русский язык на постсоветском пространстве», с использованием данных Интернет, СМИ.
Упражнение 1. В данном тексте можно выделить следующие диалектные слова: "да" (оно может быть заменено на "и"), "жаворонок" (может быть заменено на "жаворонок"), "тажно" (может быть заменено на "как"), "постряпушки" (может быть заменено на "куклы"). Перепишем текст литературным языком:
"Внимание после Масленицы, в начале марта, прилетает птичка-жаворонок. Она приносит весну на своих крыльях. Давно было принято встречать этих птиц. Точно так же, как почтенных гостей. Так делали наши предки и их предки, вероятнее всего. Пекли жаворонков из теста, разных кукол. И с этими печеными птичками выходили на улицу, чтобы встретить весну. Когда услышат первых жаворонков, все жители деревни собираются. Я тогда была еще очень маленькой. Я помню, что женщины протягивали руки к небу и пели какую-то песню. Я уже вовсе не помню…"
Упражнение 2. В данном тексте можно выделить следующие слова, в употреблении и сочетаемости которых произошли исторические изменения: "лучшею" (может быть заменено на "лучшей"), "Дефоржа" (может быть заменено на "Дефорж"), "его" (может быть заменено на "него"), "ее" (может быть заменено на "нее"), "второпях" (может быть заменено на "поторопившись"), "ею" (может быть заменено на "ней"), "его" (может быть заменено на "него"). Перепишем текст, используя современные литературные нормы:
1. Но лучшей шуткой почиталась у Кирила Петровича следующая.
2. С той минуты он полюбил Дефоржа и уже не думал его пробовать.
3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверия.
4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме "Совершенной поварихи", не мог руководствоваться ею при выборе книг.
5. Лицо его показалось знакомым Адриане, но поспешив, он не успел его хорошо разглядеть.
6. Служанки собрались, разделили ее, насилу успокоили ее холодной водой и различными спиртными напитками, уложили ее, и она уснула.
7. - Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей тронутым голосом, – благословляю тебя… (По А.С. Пушкину).
Упражнение 3. Распишем подробное описание единицам языка:
- Звук: это звуковая волна, образующаяся при колебании воздуха, которая обладает определенными характеристиками, такими как высота, громкость, длительность и тд.
- Буква: это графическое обозначение звука в письменной форме. Буквы используются для записи звуков языка.
- Морфема: это наименьшая значимая часть слова. Морфемы могут быть корневыми, приставочными, суффиксальными или окончательными.
- Слог: это морфонологическая единица состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых при одном выдохе. Слоги используются для образования слов.
- Слово: это значимая лексическая единица, состоящая из одного или нескольких морфем, обозначающая объекты, понятия, действия и тд.
- Словосочетание: это группа слов, объединенных вместе, чтобы выразить определенное значение. Словосочетания могут быть синонимичными, антонимичными или связаны друг с другом определенными грамматическими связями.
- Предложение: это грамматическая единица, состоящая из одного или нескольких слов, которая выражает законченное значение и имеет определенное синтаксическое строение.
Русский язык является одним из самых важных инструментов коммуникации. Знание русского языка позволяет людям лучше понимать друг друга, обмениваться информацией и выражать свои мысли и эмоции. Наличие хорошего владения русским языком открывает двери к большому количеству профессий и улучшает шансы на успех в учебе и карьере.
Знание русского языка также помогает учиться и понимать другие предметы, так как большинство учебных материалов на русском языке. Кроме того, знание русского языка позволяет изучать русскую и мировую литературу, историю и культуру.
Русский язык также является одним из широко используемых языков в сфере бизнеса и международных отношений. Знание русского языка может помочь в установлении деловых контактов, расширении сферы влияния и привлечении новых возможностей и партнеров.
В целом, русский язык необходим для эффективного общения, повышения образовательного и профессионального уровня, а также для взаимодействия с русскоязычным населением и культурой.
Тема 2. Язык как система. Разделы изучения языка.
Упражнение 1. Заполните таблицу.
Разделы науки о языке Что изучают
Фонетика Звуки языка, их произношение и свойства
Лексика Словарный запас языка, значения и употребление слов
Фразеология Выражения и идиомы языка
Морфология Структуру слов, изменения слов для образования форм слова
Лексикография Практику создания словарей
Этимология Историю и происхождение слов
Синтаксис Структуру предложений, их грамматическую структуру и правила
Упражнение 2. Заполните таблицу.
Разделы Единицы языка Уровни
Фонетика Звуки, фонемы
Морфология Морфемы
Лексика Слова
Фразеология Фразеологические единицы Лексический
Лексикография Словарные статьи
Этимология Этимологические исследования
Синтаксис Предложения и словосочетания Синтаксический
Тема 3. Русский язык история и современность.
Русский язык имеет богатую историю, прошедшую через множество изменений и развитие. Современный русский язык является результатом долгого процесса формирования и эволюции языка.
Русский язык считается одним из важнейших языков в постсоветском пространстве. Он является государственным языком в России, Беларуси, Казахстане и Киргизии. Миллионы людей из различных стран говорят на русском языке и используют его в общении, бизнесе, культуре и образовании.
Русский язык также имеет огромное влияние на другие языки, особенно на языки славянских народов. Много из славянских языков имеют сходные грамматические, лексические и фонологические особенности с русским языком.
Интернет и СМИ играют огромную роль в распространении русского языка и русской культуры за пределами России. Благодаря им, люди из разных стран могут получить доступ к русскоязычным материалам и обучению.