Упражнение 1. Проанализируйте небольшой текст из своего учебника по
физике или химии (объем — 1 страница), выявите в нем признаки научного
стиля (логичность, точность, отвлеченность, объективность).
Укажите синтаксические и лексические особенности предложений.
Упражнение 2. Дайте стилистическую характеристику приведенным
фразеологическим выражениям. Составьте 5 предложений (на каждый тип
речи), используя указанные фразеологические выражения.
Иметь место, море по колено, командировочное удостоверение, делать из
мухи слона, первая ласточка, семь пятниц на неделе, с одной стороны... с
другой стороны, между Сциллой и Харибдой, что называется, как говорится,
целиком и полностью, утереть нос, таким образом, сводить концы с концами,
заключительный аккорд, вилять хвостом.
Упражнение 3. Укажите, какова стилистическая окрашенность
прилагательных, образованных:
а) с приставок между-, сверх-, анти-, внутри-;
б) с приставки раз-;
в) с суффиксов -оньк-(-еньк-); -ущ-; -ешеньк-(-ошеньк-), -охоньк-( -
ехоньк-).
Приведите примеры прилагательных с такими морфемами, составьте с ними
предложения или подберите соответствующие примеры из литературы.
Упражнение 4. Приведите не менее 5 существительных с каждым из
указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих
слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а).
Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в
научной, какие — имеют разговорный оттенок.
Упражнение 5. Объясните значение медицинских терминов.
Синусит, возбудитель, воспаление, пазуха, инфекция, ринит, заболевание,
полость, гиперсекреция, поллиноз, эпителий, мембрана.
Упражнение 6. В данном ниже тексте выявите типичные для научнопопулярного подстиля особенности в использовании слов разных частей речи и
их грамматических форм.
Характер отдыха в наш инт..лектуальный век значительно изменился.
Что требу..тся для нормального отдыха?
Прежде всего тишина. Современные исследования показывают что
человек вернувш.сь с работы домой стремится к изоляции от городского шума
и людей.
Предст..вление о полном отдых.. часто выр..жает?ся в жела-ни..
ни(о)чем не думать лежать спокойно как(бы) (в)полусне позволяя свободно
разбегаться своим мыслям. Отдыхающий человек как ребенок хотел бы делать
только то что диктуется внутр..ним к..призом (ни)чего запланированного
серьезного. Полежать рассе..но подумать лениво побеседовать со знакомыми
почитать легкий журнал. Такой отдых мож..т быть обеспечен в пределах
четырех стен своей комнаты но наиболее полно это дост..гается в общении с
природой.
Право на «ничегонеделание» сч..тавш..еся чуть(ли) не пороком еще
(пол)века тому назад теперь должно быть призн..но как необходимый эл..мент
отдыха. П..сивный отдых как один из видов психической г..г..ены и сам..лечения
совершенно н..обходим и его нельзя (не)дооцен..вать. (Ю. Макаренко.)
Упражнение 7. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева. Можно ли на
основании этого текста сделать вывод об особенности научного стиля речи?
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ СО СЛОВАМИ
1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку
художественной литературы.
2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в
случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В
научной работе образность — только педагогический прием привлечения
внимания читателя к основной мысли работы.
3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен
замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
4. Главное достоинство научного языка — ясность.
5. Другое достоинство научного языка — легкость, краткость, свобода
переходов от предложения к предложению Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть
краткие, переход от одной фразы к другой — логическим и естественным,
«незамечаемым».
7. Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать
написанное вслух для себя.
8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему
они относятся, что они «заменили».
9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное
понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда
термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности
языка.
10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли.
Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой
остановкой на ней. Важная мысль достойна того, чтобы на ней автор и
читатель взаимно помедлили. Она должна варьироваться под пером автора.
Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем
наоборот, различие лучше, чем разница. Не употребляйте слова впечатляющий.
Вообще будьте осторожны со словами, которые сами лезут под перо,—
словами-новоделами ДО ЗАВТРА НУЖНО СДАТЬ ,
Для анализа признаков научного стиля нам необходимо выбрать небольшой текст из учебника по физике или химии. Приведу пример текста:
"Молекулы вещества состоят из атомов, которые образуют своего рода "строительные блоки". Они связаны друг с другом с помощью химических связей, которые могут быть сильными или слабыми. Каждая молекула имеет определенную структуру, которая определяет ее свойства и поведение. Одно из основных понятий в химии - это реакция, при которой происходят изменения в составе и структуре молекул. В результате химической реакции образуются новые вещества с другими свойствами."
Анализ:
- Логичность: Текст строится логично, последовательно представляет информацию о молекулах, их связях и реакциях.
- Точность: Используются точные определения, например, "молекула" и "атом". Текст основывается на фактах и научных терминах.
- Отвлеченность: Текст отвлечен от конкретных примеров и применений, более абстрактен, фокусируется на общих концепциях и принципах химии.
- Объективность: Текст не содержит личных оценок или субъективных мнений, а основывается на объективных научных данных и выводах.
Синтаксические особенности предложений:
- Использование сложных предложений с сочинительными союзами и разделительными пунктуационными знаками: "Они связаны друг с другом с помощью химических связей, которые могут быть сильными или слабыми."
- Использование подчинительных предложений: "Каждая молекула имеет определенную структуру, которая определяет ее свойства и поведение."
- Использование пассивных конструкций: "В результате химической реакции образуются новые вещества с другими свойствами."
Лексические особенности предложений:
- Использование научных терминов и специфической лексики: "молекула", "атом", "химическая связь", "структура", "свойства", "реакция". Эти термины характерны для научных текстов и являются ключевыми понятиями в химии.
Упражнение 2:
Стараюсь подобрать предложения, которые будут понятны школьнику и иллюстрируют использование фразеологических выражений:
- Иметь место: В нашей школе имеет место много интересных мероприятий, например, викторины и спортивные соревнования.
- Море по колено: Во время летних каникул я приезжаю в деревню бабушки, где могу купаться в озере, где вода достигает мне моря по колено.
- Командировочное удостоверение: Папа сегодня уезжает в другой город по служебным делам, у него важная встреча, поэтому ему нужно взять с собой командировочное удостоверение.
- Делать из мухи слона: Не переживай за маленькие проблемы, не делай из мухи слона, всё будет хорошо.
- Первая ласточка: В марте мы видим первую ласточку, это значит, что весна пришла.
- Семь пятниц на неделе: Некоторые школьники считают, что семь пятниц на неделе, потому что этот день им нравится больше других.
Упражнение 3:
а) С приставками между-, сверх-, анти-, внутри-:
- Международный - стилистическая окрашенность: этот термин относится к словам, используемым в официальной, публичной и научной речи для обозначения того, что связано с несколькими государствами или международными отношениями.
- Сверхъестественный - стилистическая окрашенность: этот термин в значительной степени связан с научно-фантастической литературой и фильмами, используется для описания явлений или существ, кото определяющим характеристикам вряд ли возможно в реальной жизни.
- Антикоррупционный - стилистическая окрашенность: данное прилагательное является термином, используемым в официальной и публичной речи для обозначения мер и программ по борьбе с коррупцией.
- Внутримозговой - стилистическая окрашенность: данное прилагательное является научным термином, используемым в медицинской и научной речи для обозначения