Укажите ССП:
1. Спойте, волны, мне песню свою, спой мне море!
2. Впереди, куда вела дорога, было немного посветлее.
3. Осень в роще разожгла костёр, над нею ветер рас туч закатных дымные волокна.
4. Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, и ей золотистые косы, и холщовый её сарафан.
5. Ветерок перебирает пёструю листву, и в нём уже чудится осенний шелест и осенняя прохлада.
2). Укажите ССП противительными союзами:
1. Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса тоже изумил меня.
2. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
3. Правда-хорошо, а счастье - лучше.
4. Предутренний ветер налетал на вершины могучих деревьев, и, как бы сбрасывая столетнюю дремоту, они начинали шуршать.
5. Перепрели апрельские прели, и, росу отряхнув с подола, заиграла весна на свирели, птицам весть запевать подала.
3). Укажите СПП:
1. Веем нам знакомо громадное время детства, когда день длится вечность.
2.Tайны человеческой жизни велики, и любовь - самая недоступная из этих тайн.
3. Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным.
4. Счастливы те люди, которых работа радует.
5. Металл узнается по звону, человек- по слову.
4). Укажите, в каких предложениях придаточная часть связана с главной союзным словом:
1. Сельчане не жалели, что скоро пойдут дожди.
2. Я написала слова, что долго сказать не смела.
3. Чтобы много знать, нужно много читать.
4. Левин соображал, сколько еще можно сделать нынче.
5. Я плохо слушаю его и молчу, глядя в небо, где идут звезды, догоняя друг друга.
5). Укажите СПП с придаточной определительной частью:
1. Всегда та милей сторона, где родился и рос.
2. По дорожке шла та незнакомка, чей голос Левитан не мог забыть.
3. Сколько я ни напрягал зрение, не мог увидеть конца этой низине.
4. Снег настолько осел, что местами можно по насту проехать.
5. Многим в своём воспитании я обязан школам, в которых учился.
6). Укажите предложения с придаточной изъяснительной частью:
1. Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела.
2. Известно, что слоны в диковинку у нас.
3. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом.
4. В синеватой дали, где последний видимый холм сливается с туманом, ничто не шевелилось.
5. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.
7). Укажите СПП с придаточной обстоятельственной частью:
1. В ушах шумит, как будто слышны всплески.
2. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.
3. Дети чувствуют, кто их любит.
4. Мы очутились на большой поляне, где раскинулся аэродром.
5. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.
8). Укажите СПП с однородным подчинением что видимся мы редко, что время разделяет нас.
2. Было что-то в их чувстве, что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть,которая отделяет человека от человека.
3.С кремлёвской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
4.В где сочные травы росли и рожь полновесная зрела, пришли мастера плодородной земли, чья слава повсюду гремела.
5. В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
9). Пунктуационные ошибки допущены в предложениях:
1. Щёлкнул выключатель и вкрадчиво постучали из коридора.
2. Летом оказалось, что дорога, которая была зимой однообразной и скучной, необычайно живописна.
3. Дорога спускается в глубоченный лесной овраг, где прелью обдаёт из-под тёмного полога леса и где трухлявеют и разваливаются пни.
4. Трудно найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.
5. Только к вечеру отец выудил огромного леща, которого, чтобы не распугать подходившую рыбу, оставил у себя в лодке.
10). Приведите пример ССП, БСП, СПП с придаточной изъяснительной, СПП с несколькими придаточными.
- "Спойте, волны, мне песню свою, спой мне море!" - совпадение с подлежащим и сказуемым ("волны спойте, море спой мне") говорит о согласовании.
2) ССП противительными союзами:
- "Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса тоже изумил меня." - противопоставление "странный старичок" и "звук его голоса".
- "Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было." - противопоставление "горячее солнце" и "ветра-то не было".
- "Правда-хорошо, а счастье - лучше." - противопоставление "правда-хорошо" и "счастье-лучше".
- "Перепрели апрельские прели, и, росу отряхнув с подола, заиграла весна на свирели, птицам весть запевать подала." - противопоставление "перепрели апрельские прели" и "заиграла весна на свирели, птицам весть запевать подала".
3) СПП:
- "Веем нам знакомо громадное время детства, когда день длится вечность." - сочетание "громадное время детства" выражает согласование.
- "Тайны человеческой жизни велики, и любовь - самая недоступная из этих тайн." - сочетание "тайны человеческой жизни" и "любовь самая недоступная из этих тайн" говорит о согласовании.
4) Придаточная часть связана с главной союзным словом:
- "Сельчане не жалели, что скоро пойдут дожди." - связь между "сельчане не жалели" и "что скоро пойдут дожди".
- "Я написала слова, что долго сказать не смела." - связь между "я написала слова" и "что долго сказать не смела".
- "Чтобы много знать, нужно много читать." - связь между "чтобы много знать" и "нужно много читать".
- "Левин соображал, сколько еще можно сделать нынче." - связь между "Левин соображал" и "сколько еще можно сделать нынче".
- "Я плохо слушаю его и молчу, глядя в небо, где идут звезды, догоняя друг друга." - связь между "я плохо слушаю его и молчу" и "где идут звезды, догоняя друг друга".
5) СПП с придаточной определительной частью:
- "Всегда та милей сторона, где родился и рос." - сочитание "та милей сторона" и "где родился и рос" говорит о согласовании.
- "По дорожке шла та незнакомка, чей голос Левитан не мог забыть." - сочетание "та незнакомка" и "чей голос Левитан не мог забыть" говорит о согласовании.
6) Предложения с придаточной изъяснительной частью:
- "Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела." - придаточная часть "возле которой стояла ёлочка" объясняет, о какой дороге идет речь.
- "Известно, что слоны в диковинку у нас." - придаточная часть "что слоны в диковинку у нас" объясняет, что известно.
- "Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом." - придаточная часть "что по жужжанию комара можно было следить за его полетом" объясняет, насколько тихо было.
7) СПП с придаточной обстоятельственной частью:
- "В ушах шумит, как будто слышны всплески." - придаточная часть "как будто слышны всплески" указывает на причину шума.
- "Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая." - придаточная часть "куда ни оглянусь" указывает на место, где повсюду рожь густая.
8) СПП с однородным подчинением "что видимся мы редко, что время разделяет нас":
- "Было что-то в их чувстве, что сливало сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека." - сочетание "что сливало сердца" и "что уничтожало бездонную пропасть" говорит о согласовании.
9) Пунктуационные ошибки:
- "Щёлкнул выключатель и вкрадчиво постучали из коридора." - нужно поставить запятую после "щелкнул выключатель".
- "Летом оказалось, что дорога, которая была зимой однообразной и скучной, необычайно живописна." - нужно поставить запятую после "летом оказалось".
- "Дорога спускается в глубоченный лесной овраг, где прелью обдаёт из-под тёмного полога леса и где трухлявеют и разваливаются пни." - нужно поставить запятую после "где прелью обдаёт".
- "Трудно найти другой пример в истории