Укажите бессоюзные сложные предложения.
а) Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
в) Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
с быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
д) Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
е) Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
2. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.
а) Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
в) Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
с) Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
д) Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
е) Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.
а) Друге дети учатся я сплю до десяти.
в) Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
с) Мы кричали три часа потеряли голоса.
д) Третий день болит душа не могу поймать ерша.
е) Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.
4. Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить точку с запятой.
а) С утра был солнечный день, но к вечеру набежали тучи.
в) Любовь к труду необходима, чтобы построить свободную счастливую жизнь.
с) Безостановочно попискивали нежными голосами пичуги; летал меж соснами слепой филин, потревоженный гулом трактора.
д) На деревне было пусто и тихо, из труб где-то курился дымок.
е) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Будем мы на страже мира стоять" и "порох свой сухим держать". Обе части не связаны союзами.
в) Солнце нас било горячими стрелами, град пулеметов строчил.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Солнце нас било горячими стрелами" и "град пулеметов строчил". Обе части не связаны союзами.
с) Быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Быть счастливым в жизни есть" и "быть полезным свету и в особенности Отечеству". Обе части не связаны союзами.
д) Мне нравится обыденная речь, слова простые: хлеб, вода, поленья.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Мне нравится обыденная речь" и "слова простые: хлеб, вода, поленья". Обе части не связаны союзами.
е) Быть мудрым это значит, прежде всего, быть внимательным к душе близкого человека.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Быть мудрым это значит" и "быть внимательным к душе близкого человека". Обе части не связаны союзами.
2.
а) Далеко сияют розовые степи; широко синеет тихая река.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Далеко сияют розовые степи" и "широко синеет тихая река". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они являются самостоятельными частями предложения.
в) Летом скворцов трудно увидеть; они живут в густых лесах.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Летом скворцов трудно увидеть" и "они живут в густых лесах". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они являются самостоятельными частями предложения.
с) Кланяются песне тополя; замирают вербы над рекою.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Кланяются песне тополя" и "замирают вербы над рекою". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они являются самостоятельными частями предложения.
д) Переулок стал казаться мне очень уютным; век бы здесь прожил.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Переулок стал казаться мне очень уютным" и "век бы здесь прожил". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они являются самостоятельными частями предложения.
е) Средь елей образовалась огромная заводь; в ней отражается утро.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Средь елей образовалась огромная заводь" и "в ней отражается утро". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они являются самостоятельными частями предложения.
3.
а) Друге, дети учатся; я сплю до десяти.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Друге, дети учатся" и "я сплю до десяти". Обе части разделены тире, потому что они образуют речевое паузу или сдвиг в высказывании.
в) Заранее все было решено; у школьников собрание, топот у них кино.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Заранее все было решено" и "у школьников собрание, топот у них кино". Обе части разделены тире, потому что они образуют речевое паузу или сдвиг в высказывании.
с) Мы кричали три часа; потеряли голоса.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Мы кричали три часа" и "потеряли голоса". Обе части разделены тире, потому что они образуют речевое паузу или сдвиг в высказывании.
д) Третий день болит душа; не могу поймать ерша.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Третий день болит душа" и "не могу поймать ерша". Обе части разделены тире, потому что они образуют речевое паузу или сдвиг в высказывании.
е) Зайку бросила хозяйка; под дождем остался зайка.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Зайку бросила хозяйка" и "под дождем остался зайка". Обе части разделены тире, потому что они образуют речевое паузу или сдвиг в высказывании.
4.
а) С утра был солнечный день; к вечеру набежали тучи.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "С утра был солнечный день" и "к вечеру набежали тучи". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они представляют собой две самостоятельные части предложения.
в) Любовь к труду необходима; чтобы построить свободную счастливую жизнь.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Любовь к труду необходима" и "чтобы построить свободную счастливую жизнь". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они представляют собой две самостоятельные части предложения.
с) Безостановочно попискивали нежными голосами пичуги; летал меж соснами слепой филин, потревоженный гулом трактора.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "Безостановочно попискивали нежными голосами пичуги" и "летал меж соснами слепой филин, потревоженный гулом трактора". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они представляют собой две самостоятельные части предложения.
д) На деревне было пусто и тихо; из труб где-то курился дымок.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "На деревне было пусто и тихо" и "из труб где-то курился дымок". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они представляют собой две самостоятельные части предложения.
е) В глазах у меня потемнело; голова закружилась.
Обоснование: В данном предложении есть две смысловые части: "В глазах у меня потемнело" и "голова закружилась". Обе части разделены точкой с запятой, потому что они представляют собой две самостоятельные части предложения.