Тренировочные упражнения на закрепление изученного. 1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.
а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение (с а в корне); б) отл_жение солей; скл_нение имён; пол_скание (горла) (с проверяемой гласной); в) прик_саться, изд лека, зад вака (с чередующейся гласной); г) к_саешься клавиш; меня это не к сается; к_салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-нибудь»); д) акв_ланг, в долаз, водопр_вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).
-Определите, как образовались слова группы «б».
(Суффиксальным от глаголов.)
-Какие слова являются сложными? (Водолаз, водопровод.)
Рад приветствовать тебя в роли учителя и помочь тебе разобраться с данным упражнением. Давай начнем!
В данном упражнении нам нужно вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово в каждой группе. Посмотрим на каждую группу поочередно:
а) Соприк__саться, к снусь, прик__сновение (с а в корне);
Внимательно рассмотрим слова и обратим внимание на корень "с". Заметим, что в первом и втором словах в корне у нас есть буква "а". Поэтому мы можем понять, что пропущенные буквы в словах "Соприк___саться" и "прик__сновение" - это "о". Однако, второе слово "к снусь" нам не подходит, так как оно лишнее. В остальных словах пропущенная буква - "о".
б) отл_жение солей; скл_нение имён; пол_скание (горла) (с проверяемой гласной);
Теперь обратимся к корню "лж" и сравним его с корнями в других словах. В словах "отл_жение солей" и "скл_нение имён" пропущенная буква - "о". Однако, в слове "пол_скание" пропущенная буква - "у". Таким образом, слово "пол_скание" лишнее.
в) прик_саться, изд лека, зад вака (с чередующейся гласной);
Обратим внимание на корень "с", который является общим для всех слов. В словах "прик__саться" и "зад в__ка" пропущенная буква - "о". А в слове "изд лека" пропущенная буква - "е". Таким образом, слово "изд лека" не подходит.
г) к_саешься клавиш; меня это не к сается; к_салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-нибудь»);
Теперь обратимся к корню "с", который также является общим для всех слов. В словах "к__саешься" и "к__салось" пропущенная буква - "о". Во втором слове "меня это не к сается" нет пропущенных букв. Значение слова "к_саешься" соответствует значению "дотрагиваться до чего-нибудь", поэтому мы можем сказать, что слова "к_саешься" и "к_салось" подходят.
д) акв_ланг, в долаз, водопр_вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).
В последней группе обратим внимание на корни "ланг" и "вод". В словах "акв_ланг" и "водопр_вод" пропущенная буква - "а". В слове "в долаз" пропущенных букв нет. Таким образом, слово "в долаз" не подходит.
Теперь перейдем ко второй части вопроса: "Определите, как образовались слова группы «б». (Суффиксальным от глаголов.)"
Группа "б" содержит слова, образованные с помощью суффиксов от глаголов. Суффикс -л- добавляется к глаголам, чтобы образовать существительные сути действия, например, "отложение" (суффикс -л- + глагол "отложить").
Наконец, перейдем к третьей части вопроса: "Какие слова являются сложными? (Водолаз, водопровод.)"
Слова "водолаз" и "водопровод" являются сложными словами. Они состоят из двух частей: "вод-" и "-лаз" (и "провод"), где "вод-" относится к воде, а "-лаз" (и "провод") - к деятельности или объекту.
Надеюсь, что я подробно разъяснил и объяснил каждый шаг задания. Если у тебя возникнут еще вопросы или необходима дополнительная помощь, будь уверен, что я всегда готов помочь!
Успехов в учебе!