Тема урока: Текст как единица языка и речи Задание 1. Вспомните и составьте кластер «Признаки текста»

2.- Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст – это …….
Задание 2
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева . Запишите.
Короткая, но дивная пора —; Есть в осени первоначальной; И лучезарны вечера...; Весь день стоит как бы хрустальный; Но далеко еще до первых зимних бурь; Пустеет воздух, птиц не слышно боле,; На отдыхающее поле... ; И льется чистая и теплая лазурь.
Строки, которые получились :
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле... Ф. И. Тютчев

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
- Определить тему стихотворения и его основную мысль. (письменно)
- Какое изобразительно- художественное средство использует автор, чтобы создать яркую картину?(письменно)

Задание 3 Вы уже знаете, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями.
1) Цепная связь.
Объяснение на примере текста:
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков).
2) Параллельная связь
Объяснение на примере текста "Осень":
Наступила осень. Клены стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел сентябрь. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных берез
.
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу. (Переписать тексты и выполнить задание)
Определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.
1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Они сверкали, искрились, то загорались, то угасали. Такие звёзды бывают только осенью. Ведь осень - самое красивое время года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Д.З. задание: выполняйте его по ходу урока
(ПОДСКАЗКА к последнему заданию. Схема текста – это схема цепной (паровозик) и параллельной связи предложений в тексте. У вас все это есть в тетради для правил, также посмотрите в «Русской речи»)

Задание отправьте в этот же день!

тимур623 тимур623    1   16.12.2020 08:04    1

Другие вопросы по теме Русский язык