Тема «Сложноподчинённое предложение». Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, укажите главные и придаточные предложения, средства связи. Определите тип придаточного, составьте схему. 1. В тёмных окнах,где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой. 2. Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон. Тема «СПП с несколькими придаточными». Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, определите вид подчинения. 1 К..гда у м..ня в руках новая книга я чу..ствую что в м..ю жизнь в..шло что(то) ж..вое. 2. Я до сих пор помню сколько разоч..рования пр..нёс мне мой первый и единственный орёл к..торого я из жалости пр..обрёл в бродячем зверинце. Тема «Бессоюзное сложное предложение». Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания, объясните их постановку. 1. Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь. 2. Распахнули окна запах сосен вступил в веранду. 3. Будешь думать о хорошем мысли созреют в добрые поступки. 4. Льётся тёплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени
Главное предложение: был разлит безмятежный покой.
Грамматическая основа: был разлит
Придаточное предложение: где кротко мерцали лампады
Средство связи: где
Тип придаточного: придаточное места
Схема: [ГП], [СС], [ПП]
2. Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.
Главное предложение: Погода была холодная ветреная.
Грамматическая основа: была
Придаточное предложение: так что сугробы намело выше окон
Средство связи: так что
Тип придаточного: причинное
Схема: [ГП], [СС], [ПП]
Тема «СПП с несколькими придаточными».
1. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое.
Грамматические основы:
- Предложение 1: у меня чувствую
- Предложение 2: вошло
Придаточные предложения:
- Когда у меня в руках новая книга
- что в мою жизнь вошло что-то живое
Вид подчинения:
- 1-е это временное подчинение
- 2-е - цели
2. Я до сих пор помню, сколько разочарования принес мне мой первый и единственный орёл, которого я из жалости пробрёл в бродячем зверинце.
Грамматические основы:
- Предложение 1: помню
- Предложение 2: принес
- Предложение 3: пробрёл
Придаточные предложения:
- сколько разочарования принес мне мой первый и единственный орёл
- которого я из жалости пробрёл в бродячем зверинце
Вид подчинения:
- 1-е - количественное подчинение
- 2-е - причинное подчинение
Тема «Бессоюзное сложное предложение».
1. Я выглянул из кибитки, всё было мрак и вихорь.
Грамматические основы: выглянул, было
Объяснение постановки знаков препинания: После слова "кибитки" ставится запятая, так как мы перечисляем два элемента (мрак и вихорь) в причинно-следственной связи с действием "выглянул".
2. Распахнули окна, запах сосен вступил в веранду.
Грамматические основы: распахнули, вступил
Объяснение постановки знаков препинания: После слова "окна" ставится запятая, так как мы перечисляем два действия (распахнули, вступил) в причинно-следственной связи.
3. Будешь думать о хорошем, мысли созреют в добрые поступки.
Грамматические основы: будешь думать, созреют
Объяснение постановки знаков препинания: Перед словом "мысли" ставится запятая, так как мы выделяем два действия (думать и созреют) в причинно-следственной связи.
4. Льётся тёплый воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
Грамматические основы: льётся, шумят
Объяснение постановки знаков препинания: После слова "комнаты" ставится запятая, так как мы перечисляем два действия (льётся, шумят) в причинно-следственной связи.