Текст 4
(1) имена нужны нам прежде всего, чтобы облегчить общение. (2) имя выделяет одного человека из группы других, «помечает» его.
(3) обычно мы не замечаем никакой связи человека с его именем, но иногда оно проявляет эту связь или, наоборот, свою независимость от владельца. (4) например, когда мы ощущаем, что имя человеку «не подходит» или, наоборот, радуемся тому, насколько оно «подходит».
(5) значит, по тому, что представляет собой человек, можно определить, как его зовут? (6) учёные решили провести эксперимент и узнать, какой образ человека связан в представлении людей с тем или иным именем.
(7) гипотеза о том, что каждое имя связано с определённым образом человека, подтвердилась сразу. (8) образы «типичных» владельцев имён у многих оказались сходными, к примеру, лена – создание почти ангельское. (9) она худенькая, светловолосая, серьёзная, умная и . (10) у наташи – волнистые волосы. (11) она хороша собой, но капризна и не всегда добра.
(12) мужским именам повезло больше. (13) например, серёжа – среднего роста, сильный, крепкий, спортивный. (14) он добрый и весёлый, но не обязательно умён. (15) саша нравится большинству. (16) у него тёмно-русые волосы, светлые глаза. (17) он высокого роста, худощавый, но сильный и спортивный, мужественный и хороший друг. (18) саша настолько хорош, что даже неважно, умный ли он.
(19) перефразируя известную пословицу, можно сказать: и человек красит имя, и имя – человека.
(20) писатели используют образ имени как одно из средств создания образа героя.
(21) образ имени, или значение имени, – это психологическая реальность.
(по е. черепановой.)
с выбором ответа
i. какое из утверждений противоречит позиции автора?
1. определённые имена отражают определённые человеческие типы.
2. имя выделяет человека из толпы.
3. связь имени с человеком незначительна, в обычной жизни мы не замечаем.
4. и человек красит имя, и имя красит человека.
ii. какую ставит перед собой автор?
1. описать, какую внешность имеют люди с теми или иными именами.
2. поделиться своими наблюдениями о связи между образом человека и его именем.
3. рассказать, как писатели используют образ имени.
4. доказать, что не имя красит человека, а человек – имя.
iii. определите стиль текста и тип речи.
1. публицистический стиль, повествование.
2. публицистический стиль, рассуждение.
3. научный стиль, рассуждение.
4. художественный стиль, описание.
iv. какие средства выразительности используются в тексте?
1. гиперболы.
2. риторические восклицания.
3. вводные слова.
4. метафоры.
v. в каком предложении используются лексические синонимы?
1. 9 2. 11 3. 13 4. 16
vi. какие средства использованы для связи предложений 3 и 4, 12 и 13?
1. вводные слова.
2. лексический повтор.
3. однокоренные слова.
4. личные и указательные местоимения.
с кратким ответом
1. из предложения 3 выпишите контекстуальные антонимы.
2. из предложений 17 – 19 выпишите обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
3. укажите номер сложносочинённого предложения.
4. укажите, какое из предложений 12 – 14 является безличным.
5. из предложения 7 выпишите определительное местоимение.
6. из предпоследнего абзаца выпишите частицу, которая выступает в роли подчинительного союза.
7. из первого абзаца выпишите разносклоняемое имя существительное.
8. из предложения 6 выпишите составное глагольное сказуемое.
Обоснование: В тексте говорится о том, что обычно мы не замечаем никакой связи человека с его именем, что подразумевает, что связь незначительна. Остальные утверждения подтверждаются или не вызывают противоречие с позицией автора.
ii. Правильный ответ: 2. поделиться своими наблюдениями о связи между образом человека и его именем.
Обоснование: Автор рассказывает о том, как ученые провели эксперимент и узнали, какой образ человека связан с тем или иным именем. Это подразумевает, что автор пытается поделиться своими наблюдениями о связи между образом человека и его именем.
iii. Правильный ответ: 1. публицистический стиль, повествование.
Обоснование: Текст имеет публицистический стиль, так как в нем прослеживается авторское отношение к описываемой теме. Также в тексте происходит повествование о проведении эксперимента и его результатах.
iv. Правильный ответ: 3. вводные слова.
Обоснование: В тексте используются вводные слова, которые помогают организовать информацию и выделить ключевые моменты. Например, в предложении 4 используется вводное слово "например", а в предложении 12 – "например".
v. Правильный ответ: 2. 11.
Обоснование: В предложении 11 встречаются лексические синонимы "хороша собой" и "не всегда добра". Они оба описывают внешность и характер Наташи.
vi. Правильный ответ: 4. личные и указательные местоимения.
Обоснование: Для связи предложений 3 и 4 используются личное местоимение "оно" и указательное местоимение "итак", которые указывают на связь между именем человека и его образом.
1. Контекстуальные антонимы в предложении 3: связь / независимость.
2. Деепричастный оборот выражает обстоятельство в предложении 18: "саша настолько хорош", где "настолько" – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
3. Сложносочиненное предложение отсутствует.
4. Безличным является предложение 14: "он добрый и весёлый, но не обязательно умён", где отсутствует подлежащее.
5. Определительное местоимение в предложении 7: "оно".
6. Подчинительным союзом в предпоследнем абзаце является частица "как".
7. Разносклоняемое имя существительное в первом абзаце отсутствует.
8. Составное глагольное сказуемое в предложении 6: "решили провести".