Текст 2 (1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, — сообщил он. — (8)Я в году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.
— (11)Не заметила... не считала!
— (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
— (15)Важное-то я не пропущу, — ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
Задание 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Задание 11
Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25
Задание 13
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову
Задание 14
Объясните и запишите значение фразеологизма ни свет ни заря. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
План текста:
1. Введение: автор рассказывает о своей встрече с мальчиком и его мамой в поезде и об увлеченности мальчика чтением.
2. Описание мальчика: рассказ о его чтении различных книг и наличии блокнота со списком произведений.
3. Диалог с мальчиком: автор и мальчик обсуждают свои читательские достижения и подходы к чтению.
Первое впечатление, которое произвел мальчик на автора текста, было впечатление удивления и восхищения. Ключевые слова и словосочетания, подтверждающие это впечатление, это "малыш глотает книги" (строка 3), "раскрытый на страницах повести 'Хаджи-Мурат'" (строка 9) и "тебе читать не только строки, но и между строк" (строка 20).
Лексическое значение слова "заблуждаться" в предложении 25 означает "ошибаться, неправильно понимать что-либо".
В предложениях 4-5 стилистически окрашенным словом является "начитанный". Синонимом к данному слову может быть "культурный" или "образованный".
Фразеологизм "ни свет ни заря" означает "очень рано утром, в полной темноте". Данный фразеологизм может использоваться, например, когда рассказывают о том, что кто-то рано встает или начинает делать что-то очень рано утром:
"Он отправился на пробежку ни свет ни заря, когда еще никто на улице не был пробужден" или "Молодожены вылетели на свой медовый месяц ни свет ни заря, чтобы попасть в аэропорт вовремя".