Текст № 1 Запишите, объясните знаки препинания. Произведите на материале текста разные виды разбора.
Шокан Уалиханов – выдающийся казахский ученый, публицист, просветитель-демократ, историк, этнограф, фольклорист, востоковед и путешественник. Он был первым казахским ученым, внесшим огромный вклад в развитие науки и культуры Средней Азии и Восточного Туркестана. Многостороннее творчество его отразилось в развитии истории, этнографии, географии и фольклористики казахского и киргизского народов.
Перечень его занятий дает представление о нем как незаурядном человеке, для своих неполных тридцати лет успевшим сделать так много, что другим бы хватило на несколько жизней.
Чокан Мухаммед Ханафия – его религиозное имя – прожил короткую, но яркую жизнь. Уже в 20 лет он личный адъютант генерал-губернатора, среди русских востоковедов признан как молодой ученый, подающий большие надежды. Современники Уалиханова называли его «честнейшей и чистейшей личностью», «гениальным молодым человеком». Он был не только ученый, но и художник, лингвист, хорошо знающий арабский, персидский, французский, немецкий языки. Знаток русской, западноевропейской, восточной поэзии и литературы.
В экспедициях по Семиречью, Северному Тянь-Шаню, озеру Иссык-Куль Шокан первым записал и изучил древнейшие лирико-эпические произведения устного народного творчества киргизского народа – знаменитый эпос «Манас», перевел его на русский язык. Также поступил с замечательным произведением казахского народа – «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Задания:
1. Определите стиль текста. Подготовьтесь к чтению вслух.
2. Объясните, пользуясь словарем, значения слов ученый, публицист, просветитель-демократ, этнограф, фольклорист, востоковед.
3. Выделите грамматические основы в третьем предложении; составьте его схему.
4. Составьте текст о двух-трех казахских ученых.