Текст 1
Кровь играла на его круглых щеках живым румянцем, окрашивала в алый цвет его добрые губы, готовые к постоянной улыбке. Лоб у него был широкий и благородный, белее остального лица. Густые чёрные волосы, длинные и жёсткие, ерошились сзади, как львиная грива. Что же касается глаз, то в них горела жизнь. Они излучали свет, какой-то непостижимый магнетизм. (По Т. Готье)
1. Определите стиль речи.
2. Определите тип речи.
3. Определите, слова какой части речи несут смысловую нагрузку.
4. Найдите в тексте средства речевой выразительности, укажите их роль.
5. Определите, как связаны два последних предложения текста.
Текст 2
Комната была залита ровным жёлтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шёл снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и рас тусклое сияние. (К. Паустовский.)
1. Определите, к какому типу речи относится текст:
а) описание,
б) повествование,
в) рассуждение.
2. Укажите стиль текста:
а) художественный,
б) публицистический.
3. Выберите средства выразительности, которые есть в тексте:
а) эпитеты,
б) олицетворение,
в) лексический повтор,
г) антонимы.
Текст 3
Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. (Д. Лихачев.)
1. Определите, к какому типу речи относится текст:
а) описание,
б) повествование,
в) рассуждение.
2. Укажите стиль текста:
а) художественный,
б) публицистический.
3. Выберите средства выразительности, которые есть в тексте:
а) эпитеты,
б) олицетворение,
в) лексический повтор,
г) антонимы.