сжатое изложение.
очтите исходный текст первый раз и выполните следующие действия:

z определите основную мысль текста;

z выделите ключевые слова в каждой микротеме. По ним обобщите содержание ми-

кротемы;

z озаглавьте каждую микротему и запишите план.

Чему учит школьный словообразовательный словарь русского языка

Дорогие ребята! Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они

могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Та-

ковы предлоги к, с, о, у, союзы и, а, междометия о!, э!, м!, а!, у! Слова, состоящие

только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав. Например: да, нет,

на, ура, там, иначе, пальто, кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме

корня, включает в свою структуру окончание, суффикс или приставку: вод-иц-а,

пят-ер-о, мяу-ка-ет.
Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и,

шелк-ов-ист-еньк-ий, вод-ян-ист-ость и др. В таких словах обычно корни так

«обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть.

Ещё труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них нередко встре-

чаются слова, состоящие из 10 и более частей. Например: автомобильно-

железнодорожно-водный (13) и др.

Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу должен

«Школьный словообразовательный словарь русского языка». Словарь подскажет,

от какого родственного слова и с каких словообразовательных средств об-

разовано слово. Поэтому словарь называется словообразовательным. А так как он

включает именно те слова, понимание которых необходимо учащимся, словарь име-

ет уточнение – школьный.

Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Что-

бы понять их смысл, надо хорошо знать строение слова. Например, правописание о

и а в словах умалять и умолять требует знания их смысла, а смысл подсказывает

их строение. Слово умалять имеет корень мал-. Оно образовано следующим обра-

зом: мал(ый) > у-мал-и-ть > ума-л-я-ть. Отсюда: умалять – «делать малым».

Значит, корень этого глагола пишется через а. В умолять надо писать о, так как это

слово восходит к глаголу молить (ср.: я молю, ты молишь, он молит), который в

корне содержит о и обозначает «горячо, страстно, униженно просить»: молить- >

у-молить- > умол-я-ть.

Словообразование прочно связано с культурой речи. Чутьё к слову можно раз-

вивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова.

Непонимание оттенков значения ведёт к неправильному употреблению слов. Так,

например, нередко говорят и пишут «одеть очки» вместо надеть очки. В магазинах

продавцы часто спрашивают: «Вам порезать (колбасу, сыр, хлеб)?» вместо «Вам

нарезать?»

В словообразовательном словаре отражены родственные связи однокоренных

слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у

слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод – 157, гнать – 275,

свет (лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587.

В словаре вы ознакомитесь с гнёздами слов разных частей речи. В гнёздах увиди-

те разные по длине и составу цепочки. В них от звена к звену иногда перемещается

ударение в словах, происходит чередование звуков.

Если вы внимательно и всесторонне будете анализировать гнёзда, у вас возник-

нет много интересных вопросов, на которые сами же сможете ответить с

словаря. Ваше старание при чтении словаря обязательно принесёт вам желаемый

успех. В добрый путь!

II. Работа с предложением

2.1. Рассмотрите каждое предложение в тексте. Какие из них можно исключить без потери

для основного содержания?

2.2. Какие предложения можно упростить, т. е. после исключения второстепенных деталей

объединить в одно предложени​

SlavaRPSS SlavaRPSS    1   12.12.2020 07:50    2

Другие вопросы по теме Русский язык