сжатое изложение.
очтите исходный текст первый раз и выполните следующие действия:
z определите основную мысль текста;
z выделите ключевые слова в каждой микротеме. По ним обобщите содержание ми-
кротемы;
z озаглавьте каждую микротему и запишите план.
Чему учит школьный словообразовательный словарь русского языка
Дорогие ребята! Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они
могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Та-
ковы предлоги к, с, о, у, союзы и, а, междометия о!, э!, м!, а!, у! Слова, состоящие
только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав. Например: да, нет,
на, ура, там, иначе, пальто, кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме
корня, включает в свою структуру окончание, суффикс или приставку: вод-иц-а,
пят-ер-о, мяу-ка-ет.
Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и,
шелк-ов-ист-еньк-ий, вод-ян-ист-ость и др. В таких словах обычно корни так
«обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть.
Ещё труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них нередко встре-
чаются слова, состоящие из 10 и более частей. Например: автомобильно-
железнодорожно-водный (13) и др.
Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу должен
«Школьный словообразовательный словарь русского языка». Словарь подскажет,
от какого родственного слова и с каких словообразовательных средств об-
разовано слово. Поэтому словарь называется словообразовательным. А так как он
включает именно те слова, понимание которых необходимо учащимся, словарь име-
ет уточнение – школьный.
Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Что-
бы понять их смысл, надо хорошо знать строение слова. Например, правописание о
и а в словах умалять и умолять требует знания их смысла, а смысл подсказывает
их строение. Слово умалять имеет корень мал-. Оно образовано следующим обра-
зом: мал(ый) > у-мал-и-ть > ума-л-я-ть. Отсюда: умалять – «делать малым».
Значит, корень этого глагола пишется через а. В умолять надо писать о, так как это
слово восходит к глаголу молить (ср.: я молю, ты молишь, он молит), который в
корне содержит о и обозначает «горячо, страстно, униженно просить»: молить- >
у-молить- > умол-я-ть.
Словообразование прочно связано с культурой речи. Чутьё к слову можно раз-
вивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова.
Непонимание оттенков значения ведёт к неправильному употреблению слов. Так,
например, нередко говорят и пишут «одеть очки» вместо надеть очки. В магазинах
продавцы часто спрашивают: «Вам порезать (колбасу, сыр, хлеб)?» вместо «Вам
нарезать?»
В словообразовательном словаре отражены родственные связи однокоренных
слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у
слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод – 157, гнать – 275,
свет (лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587.
В словаре вы ознакомитесь с гнёздами слов разных частей речи. В гнёздах увиди-
те разные по длине и составу цепочки. В них от звена к звену иногда перемещается
ударение в словах, происходит чередование звуков.
Если вы внимательно и всесторонне будете анализировать гнёзда, у вас возник-
нет много интересных вопросов, на которые сами же сможете ответить с
словаря. Ваше старание при чтении словаря обязательно принесёт вам желаемый
успех. В добрый путь!
II. Работа с предложением
2.1. Рассмотрите каждое предложение в тексте. Какие из них можно исключить без потери
для основного содержания?
2.2. Какие предложения можно упростить, т. е. после исключения второстепенных деталей
объединить в одно предложени